Пошаговая инструкция установки бордюров своими руками
Перед тем как уложить бордюр для тротуарной плитки своими руками, необходимо произвести разметку и заложить траншею. Планировка поверхности производится с использованием колышков и шнура – ими выстраивают линию установки лицевой стороны бордюра
Важно учитывать, что лицевая сторона бордюра должна быть повернута к покрытию
Разметка будущего тротуара и закладка траншей под бордюры
На колышки нужно нанести отметки расположения грунта и бетонного основания.
- Колышки вбивают в землю и на высоте расположения верхнего края бордюра натягивают шнур.
- Далее копают траншею, делая ее глубину такой, чтобы после монтажа бордюра его край поднимался над поверхностью грунта и покрытием на 2-3 см – это позволит предотвратить попадание грязи на плитку.
- В ширину траншеи нужно закладывать ширину поребрика,а также небольшой запас в 4-5 см с каждой стороны.
- Грунт на дне траншеи нужно тщательно уплотнить. Например, виброплитой, если ее ширина подходит под ширину траншеи.
- Укладка на грунт геотекстиля плотностью не менее 160 г/см2 – не обязательная, но крайне рекомендуемая процедура. Геотекстиль предотвратит смешивание грунта и щебня, что существенно продлит срок службы тротуарных бордюров.
Основание подготовлено, начинается собственно укладка садового бордюра.
Технология укладки бордюра своими руками
На геотекстиль высыпают щебневую подушку. Щебень берут фракции 20-40 мм. Если уровень грунтовых вод низкий, то вместо щебня можно использовать отсев или крупнозернистый песок. Щебневая или песчаная подушка должна быть толщиной 10-15 см (после трамбовки)
Обратите внимание, что после трамбовки толщина щебневой подушки уменьшается примерно на четверть.
Устройство бетонной подушки. Как приготовить раствор для установки бордюров? 1 часть цемента марки М400 и 3-4 части песка тщательно перемешивают с добавлением совсем малого количества воды
Вы также можете приготовить и бетонный раствор, смешав 1 часть цемента, 2 части песка и 2-3 части мелкофракционного щебня.
Бетонную смесь или цементно-песчаный раствор для укладки бордюров заливают толщиной 5-7 см на дно траншеи, но не все сразу, а по мере установки бордюрного камня.
Далее на подушку из бетонной смеси производится укладка тротуарного или садового бордюра. Бордюр осаждается до нужного уровня, отмеченного шнуром. Нужно, чтобы верхняя поверхность бордюра была вровень с натянутым шнуром. Для углубления бордюра используют резиновую киянку. Можно использовать и деревянную, но резиновая более прочная, надежная и более деликатная.
Не используйте для осаждения бордюра металлический молоток или виброплиту – эти инструменты могут испортить бордюр, оставив после себя трещины и сколы.
После того, как бордюр установлен и выровнен по уровню, с двух сторон от него укладывается замок из бетонной или цементно-песчаной смеси толщиной 5-7 см и высотой 8-10 см.
Между бордюрными камнями допускается промежуток не более 5 мм. Швы между бордюрными камнями аккуратно заливаются пескоцементной смесью.
После того, как бетон затвердел, производится засыпка песком или щебнем свободного пространства между краем траншеи и бордюрным камнем. Засыпка тщательно, но аккуратно трамбуется, сверху присыпается грунтом или плодородной землей.
При соблюдении данной технологии установки тротуарных бордюров своими руками риски, что при пучении грунта поребрики сдвинутся – очень маловероятны.
Технология пошагово
Несмотря на перечисленные выше требования технология считается несложной, укладка садовых бордюров при желании выполняется силами одного человека по схеме:
• В нужных местах расчищается пространство под дорожку или ее границы, с помощью кольев и шнура обозначается линия и верхний уровень укладки изделий. Колышки или арматура вбиваются в грунт не реже 1,5 м с соблюдением заданного уклона.
• Выполняются земляные работы: под будущей границей выкапывается траншея на 10 см шире самих бордюров. Отступ как правило делается в сторону клумбы, но в целом бордюр проще укладывать при наличии свободных 4-5 см с обеих сторон. Глубина траншеи подбирается с учетом толщины подстилающего слоя, на проблемных участках под подушку потребуется вынуть не менее 15 см грунта.
• Последовательно выполняются выравнивание и трамбовка земляного основания и как минимум 5 см слоя предварительно увлажненного песка. На пучинистых или подмываемых грунтах под песчаной подушкой засыпается 5-10 см прослойка щебня, на сухих и каменистых участках при обустройстве основания владельцы могут ограничится песком или песочно-гравийной смесью. Важным требованиям технологии при выполнении этого этапа является использование виброплиты, качественно уплотнить грунт или песок ногами не получится. В целях упрощения работ верхняя песчаная прослойка может поливаться водой, но чрезмерно увлажнять или размывать ее не рекомендуется.
• Проводится проверка и обновление разметки и предварительная установка бордюра, после чего все траншея освобождается от любых посторонних предметов.
• С помощью бетономешалки или корыта и лопаты готовится густой, но растекаемый цементно-песочный раствор с маркой прочности от М300 и выше. Раствор аккуратно заливается или распределяется поверх утрамбованного песка кельмой, при минимальной толщине прослойки в 2 см, рекомендуемой – в 3.
• После проверки толщины и легкого схватывания раствора поверх укладываются бордюрные элементы. Затягивать этот этап не стоит, но при неудачной и чрезмерно жидкой консистенции пескобетон оставляют на некоторое время для застывания (бордюрные камень должен слегка утапливаться в растворе, но не вытеснять его). В промазке мест стыков раствором на этапе укладки нет необходимости, соседние изделия пристукиваются друг к другу и корректируются резиновым молотком, положение каждого из них проверяется по шнуру и уровнем.
• Уложенная линия фиксируется с одной или двух сторон (зависит от способа засыпания и типа дорожки) лепешками цементного раствора. Лепешки, удерживающие садовый бордюр, набрасываются на нижнюю часть изделия, с небольшими (10-15 см) промежутками и выравниваются под углом в 45°.
• Бордюр оставляют в покое на 2-3 дня, после достаточного отвердевания раствора пустоты между блоками заполняются сухим песком и цементом и заливаются водой. Работы завершаются обратной засыпкой земли со стороны клумбы, на подтапливаемых участках на этом этапе плодородный грунт стоит заменить на дренирующие сыпучие материалы.
Область и эффективность применения карты
1.1 . Карта предназначена для рациональной организации труда звена рабочих занятых на установке длинномерных бетонных бортовых камней на бетонное основание из готовой бетонной смеси при устройстве дорожного покрытия.
1.2 . Показатели производительности труда:
Выработка на 1 чел.-день
Затраты труда на устройство 1 м бортовых камней
Примечание: В затраты труда по карте включено время на подготовительно-заключительные работы — 5 % и отдых — 10 %.
Снижение затрат труда и повышение выработки на 3 % достигается в результате использования методов и приемов труда, рекомендуемых в карте.
Как правильно подготовить бордюр для его укладки по краям криволинейных дорожек?
При оформлении криволинейных садовых дорожек с крутыми поворотами бордюрный камень приходится резать. Для этой цели в основном используются углошлифовальные машины (УШМ, «болгарки») с алмазным кругом по бетону или гильотины, рассчитанные на раскалывание изделий из натурального или искусственного камня. Частные застройщики чаще всего применяют УШМ, с помощью которой можно сделать аккуратный рез. Но при работах с ней необходимо быть предельно осторожным и использовать средства защиты для рук и глаз. Гильотиной резать проще и безопасней, но в домашних мастерских такого оборудования нет, а приобретать его для проведения разовых работ слишком дорого.
Если дорожка делает плавные повороты, то поребрики не режут. Зазоры между ними заполняют цементно-песчаным раствором.
Процесс укладки тротуарной плитки не является сложным. Чтобы получить качественное и долговечное покрытие, достаточно просто правильно соблюдать технологию укладки, которая включает установку такого элемента, как бордюр. Рассмотрим подробнее, что собой представляет такая конструкция и для чего она служит.
Первое, что приходит на ум, когда отвечаешь на такой вопрос – для чего служит бордюр, так это для декоративности. И, действительно, бордюр при укладке тротуарной плитки создает дополнительный декоративный и законченный вид готовому покрытию. Ведь сложно себе представить тротуар без этого элемента. Он настолько стал для нас привычным, что его отсутствие вызывает ощущение какой-то недоработки.
Порядок действий
Чтобы процедура монтажа прошла правильно, рекомендуется придерживаться алгоритма. Инструкция подразумевает поэтапное выполнение нескольких задач.
Выкапывание траншеи
рекомендуется провести разметку для бордюров
Нить должна быть натянута туго, что в будущем обеспечит ровную укладку бортового камня.
Траншею копают для того, чтобы надежно закрепить в ней бордюры и предотвратить их расшатывание в окопе. Расшатывание зачастую возникает из-за температурных перепадов.
Глубину траншеи можно вычислить самостоятельно: для этого достаточно знать толщину подстилающей подушки и высоту бордюра, а также желаемую высоту выступа бордюра над землей.
Ширина траншеи должна быть такой, чтобы в нее вмещался бордюр, а также сбоку оставалось по несколько сантиметров для укладки бетона.
Подготовка раствора для закрепления
Когда траншея выкопана необходимо ее подготовить под установку бортового камня. Для этого траншею очищают от мусора, грязи. Также необходимо утрамбовать днище окопа с помощью виброплиты.
Затем уже подготавливают бетонную смесь и другие материалы. На дно окопа укладывают геотекстиль, который послужит препятствием для прохождения корней и растительности. Затем происходит процесс отсыпки щебня, после этого его разравнивают и уплотняют виброплитой. Толщина слоя щебня составляет около 10 см.
На конечном этапе подготавливают раствор для заливки. Для этого можно использовать сухую бетонную смесь, которую разводят водой в соответствующих пропорциях. Раствор должен быть густым, следовательно, воды в нем должно быть минимальное количество. Толщина такого бетонного слоя – в пределах 5-7 см.
Монтаж по уровню
Участок, на котором устанавливают камень, может иметь уклоны. Неровности учитывать, так как возможен перекос. В будущем придется переделывать почти всю работу, а это дополнительные затраты.
Небольшими кучками бетон укладывают в траншею, по линии установки и в тех местах, где будут стыки. На такие бетонные «возвышенности» устанавливается бортовой камень. На данном этапе также можно воспользоваться клещами или зацепами.
Величина зазоров между изделиями должна составлять 1-3 мм. Бордюры выравнивают и корректируют их положение с помощью резинового молотка – такой инструмент бережно воздействует на камень, не раскалывая его при ударе.
Бетонирование
Когда бортовой камень выставлен, приступают к его бетонированию и созданию обойм. По бокам от бордюра на расстоянии 15-20 см выставляют опалубку. Ее заливают бетонной смесью. Бетонная смесь должна полностью войти в пространство под бортовым камнем и заполнить его.
Одного кубометра бетона должно хватить на установку 15-17 изделий. Такая технология распределения бетона по двум сторонам называется «бетонным замком».
Засыпка после застывания бетона
Когда бетон полностью застыл, участки вокруг камня разравнивают. Их засыпают песком или щебнем. Стоит отдельно отметить процесс подрезки бортового камня, делают это с помощью болгарки. Подрезать изделие необходимо при изгибах или поворотах.
Вместо болгарки можно использовать гильотину для колки камней, однако она считается более узкоспециализированным инструментом и чаще применяется в бригадах рабочих.
Виды бордюров
Изначально бордюры использовали для разграничения тротуарного и дорожного полотна. Сегодня же элемент чаще всего выполняет декоративную функцию, помогает формировать границы дорожных, пешеходных зон.
Бордюр хорошо держит облицовку, не позволяя ей разъезжаться в стороны. Что касается оформления, то бордюры можно найти из разных материалов, любых форм, конфигураций, цветов.
Из чего делают бордюры:
- Бетон – это может быть просто бетонный бордюр или с армированием, которое повышает прочность и надежность, продлевает срок эксплуатации. Для изготовления элемента используют бетон М400.
- Камень – элементы нарезают из цельного камня, обеспечивая нужный размер и форму. Такие изделия особенно прочные, но предполагают высокую стоимость. Правда, и смотрятся очень красиво и дорого: за счет натуральной фактуры бордюр получается оригинальной расцветки, с уникальным дизайном.
- Искусственный камень – бордюр производят из бетона и каменной крошки. После заливки и застывания элементы шлифуют, придавая естественный вид. От натурального камня такой бордюр практически не отличается, но стоит значительно дешевле.
- Клинкер – от клинкерного кирпича отличается размерами и формой. Технология производства та же, поэтому бордюр приобретает особенный цвет, который ни с чем не спутать.
- Смесь полимера и песка – производится по тому же принципу, что и полимер-песчаная черепица: компоненты смешивают, нагревают до полуготовности, формуют. При добавлении в смесь керамзита удается понизить вес. Укладка тротуарной плитки и бордюров такого типа обойдется дешевле всего. Но материал обладает некоторыми недостатками: расширяется при нагреве, предполагает минимальный выбор цвета и форм, не очень прочный.
- Резина – такие элементы изготавливают из крошки, которую получают путем переработки автомобильных шин. Резиновые бордюры не боятся влаги и высокой/низкой температуры, но считаются пожароопасными.
- Пластик – самый новый материал для производства бордюров, который постепенно набирает популярность. Но ввиду низкой прочности пластика и выцветания под воздействием ультрафиолета используется реже, чем мог бы. Тем не менее, небольшая цена и огромный выбор в плане размера, формы, цвета делают такой вариант привлекательным.
Тротуарный
Данный тип бордюров обычно используют для окантовки газонов и зонирования пространства, отделяя территории с клумбами и травой от дорожек, тротуаров
Немаловажно и то, что тротуарный бордюр дает возможность удерживать разные слои почвы, не позволяет грунту смешиваться с песком, щебнем, укрепляя плитку и таким образом защищая ее от расползания
Как правило, тротуарный бордюр производят из бетонного раствора методом вибропрессования. Длина стандартного камня составляет 50 сантиметров, полотна собирают из нужного числа изделий.
Дорожный
Такой бордюр призван отделить от тротуара/газона проезжую часть и делать дорожное полотно более прочным и надежным. Другое название данного элемента – дорожный бортовой камень. Он устанавливается в процессе строительства дороги, в некоторых случаях элемент приходится укладывать отдельно, после монтажа дорожного покрытия (если изначально бордюр в проект не был внесен).
Дорожный бортовой камень производят превосходящим по длине в 2 раза тротуарный бордюр, также обычно изделие немного выше и шире. Изготавливают с использованием способа литья, часто упрочняют армированием из металлических прутов.
Бетонная парковка
Этот способ решения проблемы с оборудованием стоянки можно отнести к бюджетным вариантам в сравнении с тротуарной брусчаткой, которая также нуждается в подготовке основы. К тому же со временем уличная плитка может растрескаться, а в швах между ней прорастают сорняки, что нарушает внешний вид участка и двор на даче выглядит неаккуратным.
На первый взгляд может показаться, что выполнить такие работы своими руками будет непросто, но как показывает практика, залить паркинг для авто сможет даже неопытный новичок. Бетонная площадка для машины монтируется в несколько этапов:
- Подготовка места под бетон и укладка «подушки».
- Монтаж маяков и деревянной опалубки.
- Армирование рабочей основы.
- Приготовление растворной массы.
- Процесс заливки.
Как уложить брусчатку без бордюра
Мощение с бордюром обходится намного дороже, чем без него. К тому же, облицовка выглядит презентабельнее. Но можно обойтись и без поребрика.
Утопленная в почву плитка
Если участок ровный, то выгоднее все выложить на него плитку, заглубив ее в почву. Для этого пахотный слой или дерн бережно снимают по шнуру. Затем борт траншеи дополнительно уплотняют. По желанию на него высаживают декоративные растения. По факту земляная опалубка выступает заменой бордюру.
Использование металлического уголка
При укладке тротуарной плитки на даче вместо бордюров можно использовать металлические уголки. С их помощью можно обустроить жесткий каркас, который будет сохранять прочность в течение долгого времени.
- В одной полке проделывается отверстие с шагом 0,5-1 м, через эту дистанцию будут крепиться уголки.
- Поверхность металла обрабатывается с помощью грунтовки или краски для защиты от коррозийных процессов.
С помощью метода можно обустраивать неширокие дорожки, скрепляя уголки арматурой или делать обширные площадки своими руками.
С целью повышения жесткости каркаса уголок фиксируется на цементном растворе. Однако нередко проблема решается с помощью длинных кольев, которые удерживают конструкцию.
На прямых участках бордюр удобно заменить уголком с соответствующими по размеру полками.
Для этого:
- в нижней части уголка, упирающейся в грунт, выполняют отверстия;
- через них рамка закрепляется на грунт колышками или гвоздиками (или применяется арматура);
- металлопрокат обрабатывается антикоррозионным составом;
- жесткость рамки усиливают перемычками из арматуры, прутка или полос поперек тропы.
Эти правила нередко применяют для строительства ступенек, крылечка дома.
Фиксация цементным раствором
Плитку вдоль зоны отдыха, тропинок на даче или в саду — можно уложить на цементный раствор, изготовленный из одной доли цемента и трех долей песка. Чтобы упростить задачу, лучше выбрать облицовку с крупными квадратными элементами. Фигурный вариант требует большей аккуратности в плане совмещения рисунка.
Этапы устройства плитки:
- с поверхности убирают верх почвы, обустраивают песчано-щебневую подушку;
- покрытие поливают водой и утрамбовывают;
- наносят разметку и прокладывают начальный ряд раствора;
- следующие слои укладывают на цементно-песочный состав.
Заливка опалубки
Строители называют эту технологию «скрытый бордюр» и применяют при организации парковочных мест, заездов во дворы и дорожек с нестандартной формой. Она востребована для проведения работ в участках со сложным рельефом, где применение поребрика становится сложным и неоправданно дорогим.
Для монтажа опалубки стоит придерживаться таких инструкций:
- Подготавливают основу и делают подушку.
- Приступают к кладке ФЭМ.
- Обустраивают траншею по периметру для опалубки.
- Заливают углубление раствором цемента.
- По мере схватывания стяжки производится засыпка траншеи грунтом или другой присыпкой.
Для благополучного завершения работы нужно, чтобы ФЭМ был утоплен в бетон на половину толщины. В противном случае плитка начнет деформироваться. Метод бетонирования может предусматривать использование съемной опалубки, но можно обойтись и без нее. Прочные стенки углубления предотвратят растекание раствора.
Если возникает необходимость обустройства больших территорий, работы выполняются совместно. Однако не обязательно выкладывать всю территорию, чтобы начать заливку. При кладке плитки в условиях с большими нагрузками бетон нуждается в дополнительном армировании. Это поднимет его прочность и увеличит срок службы.
Укладка плиточных элементов
Завершив этап подготовки, можно переходить к монтажу плитки. Перед этим между колышками по периметру нужно натянуть нить, которая будет обозначать верхнюю кромку элементов мощения
В первую очередь выкладывается крайний ряд (важно убедиться, что он не касается шнура)
Последующие элементы мощения фиксируются от себя, чтобы не повредить подушку из цемента и песка. Элементы трамбуются с помощью резиновой киянки путем легких постукиваний. Это позволит предотвратить растрескивание материала. При сильном проседании плитки под нее вносят смесь из цемента и песка.
После завершения кладки производится засыпка межплиточных швов. В этом случае дорожки равномерно высыпаются песком, а остатки состава сметаются в швы. Подушка увлажняется и просушивается, после чего вносится смесь из песка и цемента.
С помощью такой технологии можно обустроить надежную поверхность с повышенной прочностью.
Бордюры, виды и назначение
Как правильно установить бордюрный камень
Данные элементы изготавливаются преимущественно из тяжелого бетона с маркой прочности от М200 и представляют собой сплошные монолитные полосы с длиной от 50 см. В зависимости от целевого назначения все бордюры разделяются на три основные категории:
• Садовые, с высотой в пределах 20 см, длиной от 50 до 100 см и шириной 8 см. Такие элементы могут использоваться для отделения зон парковок, но их основной сферой применения является ландшафтный дизайн. Сравнительно легкие (от 18 кг) и зачастую изготовляемые из цветных марок бетона садовые бордюры успешно защищают клумбы от расползания, а плитку или дорожного полотно – от размывания. Данные элементы могут укладываться своими силами как до начала (предпочтительный вариант), так и после обустройства садовых дорожек.
• Дорожные, с размерами по ГОСТ 6665-91 от 100×30×10 см, активно используемые при благоустройстве дворов и подъездных дорог. К отличительным особенностям бордюров этой группы относят высокую (от 200 циклов) морозостойкость и прочность, изделия без проблем переносят наезды транспорта и служат не менее 15 лет.
• Магистральные, с длиной в 1-2 м, шириной в 30 или 45 см и высотой в 15 или 18 см, устанавливаемые на трассах, магистралях, мостах и развязках. Из-за армирования и использования при изготовлении максимально плотных марок бетона данные изделия имеют большой вес (от 120 кг и выше) и монтируются с помощью спецтехники.
В зависимости от технологии изготовления бордюрные камни разделяются на прессованные и литые. Первая группа отличается более высокими показателями прочности, морозостойкости и долговечности, вторая стоит дешевле. При этом литые изделия практически всегда укрепляются арматурой (в противном случае бетон бы просто трескался), в то время как прессованные бордюры могут не иметь жесткого каркаса.
Все приведенные изделия могут укладываться в качестве бордюра (без образования П-образной ступеньки, с соединением двух зон, лежащих практически в одной плоскости) или поребрика (с выступом, образовывающим ребро или ступеньку, успешно защищающим дорожку или тротуар от расползания грунта на клумбах или примыкающих зонах). При этом в качестве поребрика, как правило используются более тонкие изделия.
Целевое назначение и декоративные функции бордюрного камня также зависят от его типа кромки, которая в свою очередь может быть одно или двусторонней, прямой, скошенной, округлой, D-образной или волнообразной.
Отдельную группу представляют радиальные бордюры, укладываемые на поворотах или дорожках со сложной конфигурацией.
Технология монтажа
При проектировании зоны мощения следует учесть нюансы:
- идеально ровные участки встречаются крайне редко, пользователями дополнительно создаются неровности ландшафта для повышения эстетической ценности дизайна;
фигурные элементы мощения из бетона являются водонепроницаемым покрытием, с поверхности которого дождевая вода и паводковые стоки отводятся специально изготовленными уклонами;
- поребрик размещается по периметру пешеходной зоны, площадки барбекю, и служит подступенком лестниц внутри подпорных стен, которыми осуществляется террасирование участка;
- бордюр гораздо выше тротуарной плитки, для него нужно выкопать траншеи;
- устанавливаются поребрики на пескобетон.
Поэтому вначале своими силами натягиваются шнуры с учетом уклонов самотека и отрываются траншеи для заглубления бордюрного камня, замешивается бетон из расчета 1 ведро на поребрик длиной 1 м.
Отбивка уровня и изготовление уклонов
В отличие от нахождения верхней точки пола при отделке помещений, технология разбивки участка существенно видоизменяется:
- существующий ландшафт не стремятся выровнять в общей плоскости;
- уклоны тротуарной плитки и поребриков копируют перепады высот местности;
- на узких тропинках создаются только продольные уклоны, на широких дорожках и площадках к ним добавляются уклоны поперечные;
- стоки собираются в точечные дождеприемники или линейные лотки ливневки, расположенные по краю фигурных элементов мощения;
Разметка участка шнурами.
После установки обносок на них натягиваются шнуры по внешнему периметру с учетом ширины поребрика 8 см. Верхняя грань бордюра не должна выступать над брусчаткой, если это не предусмотрено специальным проектом.
При разметке лестниц из брусчатки и невысоких подпорных стен из бордюров монтаж колышков или обносок необходим для каждой ступени отдельно. Для снижения отходов кроя и числа подрезки ФЭМ следует подогнать ширину дорожки под размер тротуарной плитки.
Ступени из бордюра.
Траншея и подстилающий слой
Поскольку бетонные изделия запрещено устанавливать на плодородный слой, который может просесть после перегнивания содержащейся в нем органики, его снимают с зоны мощения целиком. Глубина получившегося котлована обычно больше, чем толщина брусчатки, но меньше, чем вертикальный размер поребрика. Поэтому необходимо выполнить несколько действий:
- отсыпать дно котлована песком при низком УГВ или щебнем на влажном грунте, оставив до уровня земли 8 – 10 см (5 см контактный слой песка или гранотсева, на который укладывается плитка, плюс толщина самой плитки);
- углубить котлован по периметру траншеями под размер поребрика, 2 см слоя пескобетона, на который он устанавливается, и подстилающего слоя под ним (15 – 20 см).
Нерудный материал нужно уплотнить площадным вибратором (виброплита) или ручной трамбовкой. Не рекомендуется проливать песок ведром/шлангом, лучше обильно смочить его перед укладкой в грунт.
При незначительном увеличении бюджета строительства можно резко повысить ресурс конструкции, если выстелить дно котлована нетканым материалом (дорнит, геотекстиль), исключающим взаимное перемешивание нерудного материала с почвой, прорастание корней сорной травы.
Установка садового бордюра
Классическая технология монтажа бетонных бордюров выглядит следующим образом:
- изготовление постели – пластичный пескобетон укладывается на подстилающий слой, выравнивается кельмой для 2 – 3 элементов максимум;
- монтаж поребрика – выставленный камень осаживается на бетоне резиновой киянкой;
- боковая фиксация – на уложенный бордюр наносится кельмой бетон снаружи и изнутри для образования небольшого уширения в нижней его трети по высоте.
Поребрики устанавливаются по шнуру вплотную друг к другу. Крой осуществляется специальным инструментом – гильотиной либо УШМ с оснасткой по бетону (алмаз, абразив).
Гильотина для раскалывания поребрика.