Виды вагонки для внутренней и наружной отделки

Варианты применения

Отделка евровагонкой стен внутри дома своими руками предполагает предварительную подготовку материала. Для того чтобы по мере эксплуатации рейки не гнили, и не разбухали от избыточной влаги, сначала их нужно обработать специальным защитным средством.

Совет! Для придания материалу дополнительной выразительности, можно использовать морилку для древесины.

Сушка пропитанных деревянных реек предполагает 2-3 дня. За это время материал полностью впитает пропитку, и рейка «привыкнет» к микроклимату помещения. Далее необходимо сделать обрешетку под рейки. Для этого к стене на расстоянии 50-60 см крепят дюймовые деревянные бруски. Обрешетка гарантирует создание естественной вентиляции, предотвращает гниение евровагонки.

Внимание! В случае необходимости можно между стеной и брусками обрешетки разместить утепляющий материал, например, тепловату

После того как подготовительный этап будет завершен, можно приступать к монтажу евровагонки своими руками. Монтаж подготовленных реек можно выполнять вертикальным, горизонтальным способами. Горизонтальный метод выбирают собственники жилья, которые планируют расширить визуально пространство в помещении. Вертикальный метод помогает добиться эффекта «поднятия потолка». Если потолок также будет выполнен из натуральных деревянных реек, можно выполнять монтаж вагонки на стены любым способом.

Горизонтальный способ

Пазы реек при подобном монтаже желательно располагать вниз, в таком случае в них не будет скапливаться пыль и мусор. Среди особенностей данного метода выделим:

  • необходимость контроля уровня монтажа через 7-10 реек;
  • сложность подгона последней доски;
  • длительность монтажа

Вертикальный способ

Для него подходит евровагонка разного размера. Начинают монтаж с угла помещения. Далее выполняется крепление досок в паз предыдущей рейки, делается это аналогично горизонтальному методу крепления евровагонки.

Нюансы технологии вертикального крепления:

  • крепление первой доски к деревянной обрешетке осуществляется гвоздями, шляпки которых прячут под декоративными шляпками;
  • кляммеры крепят на заднюю стенку, прибивают к обрешетке;
  • крайняя доска фиксируется с помощью гвоздей

Разновидности отделочных материалов

Для производства классической вагонки задействуются разные сорта натуральной древесины. Преимущественно, речь идет о хвойных породах — всевозможных елях, соснах, осинах и липах. Однако встречаются и изделия, изготовленные из обыкновенной лиственницы или более ценного дуба. На рынке представлены товары, выпущенные, в основном, по классическим европейским стандартам: 

  • влажность — от 10 до 15%;
  • длина — от 1,2 до 4 м;
  • толщина — 12,5 мм;
  • ширина — 87 мм, без учета фиксационного выступа. 

В ассортиментах профильных магазинов есть и отечественная продукция. На российской или, например, белорусской вагонке, проставляются маркеры о соответствии регламентам ГОСТ. Правда, у таких материалов нередко отсутствуют банальные продольные канавки для вентиляции, предназначенные для отведения влаги. Именно поэтому эксперты в области строительства предпочитают пользоваться импортными облицовочными дощечками. 

Хвойные породы

Вагонка из хвойных пород — наиболее распространенный и максимально известный строительный материал. В производстве участвуют как элитные, так и недорогие сорта натуральной древесины:

  • сосна — дешевое и популярное решение, характеризующееся наличием особой смолы, усиливающей устойчивость продукта к воздействиям окружающей среды и гниению;
  • ель — рыхлая структура с низкой плотностью и малым весом, позволяющая говорить об улучшенных теплоизоляционных характеристиках и огромном количестве сучков;
  • кедр — сочетание красивого цвета и ярко выраженной текстуры кедра, дополненное отменными эксплуатационными параметрами: простотой сушки, механической стойкостью и пр.

Все варианты обладают своими преимуществами и недостатками, пользуясь одинаковой популярностью среди квалифицированных мастеров-отделочников.

Лиственные породы

Лиственные сорта древесины применяются для изготовления вагонки немного реже, по сравнению с классическими хвойными сортами. Владельцы разнообразных предприятий предпочитают работать с: 

  • березой — высочайшая плотность бруса, отличные способности к обработке, отменное удержание всевозможных лаковых покрытий;
  • ясенем — характеризуется наличием потрясающей текстуры, при полном отсутствии выдающихся эксплуатационных характеристик;
  • дубом — наиболее устойчивый к деформациям, прочный и жесткий материал, продаваемый далеко не по бросовым ценам;
  • осиной — мягкая и пористая основа, выделяющаяся невероятным сроком службы и устойчивостью к перепаду температур;
  • липой — используется, преимущественно, для обустройства бань, саун и парилок, из-за хорошей влагоустойчивости. 

Все виды деревянной внутренней «евровагонки» устанавливаются на специальную обрешетку. Фиксация досок осуществляется за счет волновых крепежей и классических строительных кляймеров. Эксперты не рекомендуют обустраивать конструкцию исключительно посредством гвоздей и саморезов — такая система, как правило, долго не стоит.

Ценные и экзотические породы 

Экзотика в мире современной отделки — это сорта и породы красного дерева, произрастающего на территории тропических лесов. На российском рынке соответствующая продукция до и после сушки встречается нечасто, так что поработать с ней успевает не более 5-7% наемных мастеров. 

Выбор в пользу подобных материалов делают люди, владеющие большими бюджетами, и желающие строить по-настоящему качественные, красивые и аккуратные дома. Правда, расходовать ценнейший товар на внешнее оформление зданий не решается практически никто — такие панели чаще встречаются внутри, в обшивке стен жилых помещений. 

Красное дерево обладает огромным количеством эксплуатационных преимуществ. Оно характеризуется невероятной долговечностью, стопроцентной экологической чистотой, элементарным процессом обслуживания и особой, природной «энергетикой». Обрабатывать его достаточно трудно, в первую очередь, из-за отличной механической прочности и жесткости сырья.

Как отличить вагонку низкого качества

Основных причин, которые могут испортить вагонку, всего две.

  1. Неправильные условия хранения. Если не обеспечены требования по влажности, то древесина будет впитывать воду и впоследствии при сушке изгибаться.
  2. Плохая распиловка. Косые торцы, неравномерная длина, кривые пальцы – все это может стать неприятным сюрпризом.

Перед покупкой обязательно посмотрите качество вагонки, которую вы покупаете. Если у вас большие объемы, а убедиться в качественности нет возможности (например, изделия замотаны в стрейч-пленку), то купите на пробу одну упаковку. Если все в порядке, просто докупите оставшееся количество, а если качество не устроит, вы не потеряете деньги.

Сорта вагонки

Вагонка — это уникальный материал, все сорта которого изготавливаются одновременно, из одного и того же сырья, с применением одинаковых технологических методик. Деление продукции на классы производится уже после окончания производственного процесса. 

Полностью готовые доски сортируются для сборки и эксплуатации (как автоматически, так и вручную) в зависимости от наличия трещин, царапин, сколов, сучков, смоляных карманов и неоструганных участков. Кроме того, в их адрес выполняется инспекция цветового соответствия — синеватые оттенки свидетельствуют о том, что дерево было высушено неправильно. 

При покупке классической «евровагонки» для внутренней отделки и обшивки нужно учитывать один, чрезвычайно важный нюанс — маркер того или иного предприятия. Одни компании выпускают свою продукцию по стандартам — европейским или отечественным (ГОСТ). Другие фирмы поставляют на рынок товары, созданные по индивидуальным техническим параметрам. Именно поэтому перед приобретением большой партии, проверить нужно чуть ли не каждую дощечку. 

Экстра

Безсучковый премиум-класс, характеризующийся самыми выдающимися эксплуатационными особенностями и отменными визуально-эстетическими формами. Считается, что на «экстра» материалах для отделки не должно быть ни одной трещинки, царапинки или бороздки. 

Профиль, не нуждающийся в дополнительной обработке, поступает в магазины с учетом приличного ценника. Максимальное допустимое отклонение от «идеала» — один большой светлый сучок, без каких-либо находящихся рядом поражений. Если на узкой доске обнаруживается вскрывшийся смоляной карман, мастера сначала извлекают амфорное вещество, а затем шпаклюют и зачищают участок наждачной бумагой.

Класс А

В соответствии с общепринятыми формами регламентов, на вагонке такого класса может находиться всего лишь два или три сучка на погонный метр. Лицевая часть профиля немного портится из-за мелких неоструганных мест и небольших трещин. Торцевые царапины не должны растягиваться на всю ширину самой дощечки. 

По установленным нормативам, в одной упаковке материала для интерьеров и экстерьеров находится не более 20% изделий, произведенных из сердцевины бревна. В случае с хвойными породами, допускается незначительная засмоленность. Общая расцветка варьируется на участках малой площади. 

В общем, требований очень много — вагонка для облицовки класса А считается одним из лучших вариантов как для внутренней, так и для наружной отделки стен и обшивки помещений. Она используется с целью обустройства бань и жилых комнат, демонстрируя наилучшие эксплуатационные и эстетические характеристики.

Класс B

Среднестатистические доски (и ламели!), не выделяющиеся на фоне своих, более сортовых собратьев. Стандартные российские правила ГОСТ, касающиеся производства таких материалов, разрешают: 

  • наличие двух выпадающих сучков на одном погонном метре готового к продаже изделия отделки для стен;
  • присутствие трещин и швов — глубокие торцевые и длиной 300 мм, если говорить о лицевой поверхности;
  • дефекты и выпавшие сучки диаметром порядка 20 мм, расположенные на кромочных и окантовочных частях профилей;
  • выпуск из сердцевинной части, со смоляными карманами, незначительная засмоленность плоскостей;
  • точки поражения насекомыми — не более, чем в трех разных местах, до 5% от общей массы продукта. 

Правда, никаких «синих» и непростроганных участков быть не может — иначе соответствия классу В попросту нет. Однако и стоимость таких конструкций (например, профиля «штиль» или «американка») при покупке намного ниже, по сравнению с премиальными экстра-моделями.

Класс C

В класс С доски с пазами отбирают проще, по традиционному остаточному принципу — в рамках данной категории материалов представлены изделия, которые по тем или иным причинам не сумели войти в другой набор. Однако ни о каких критических неисправностях речи по-прежнему не идет — никакой явной гнили, огромных щелей, массивных царапин и так далее. Допускаются отверстия от сучков диаметром не более 2 см, смоляные карманы, локализовано просмоленные участки, поражения разнообразными насекомыми и несоответствия заявленным оттенкам. 

Количество механических дефектов не ограничивается только в том случае, если все «проблемные» места оставляют поверхность отделки в стабильном состоянии. Допуски варьируются в районах 50 мм, 1 мм и 0,5 мм, для длины, ширины и толщины соответственно. Такие материалы пользуются популярностью лишь в отдельных областях строительства. Их укладывают в максимально незаметных местах, с соблюдением правил, касающихся дополнительной защиты от ненормированного веса нагрузки, влаги, гнили, плесени, насекомых и пр.

Описание материала

Продукция высокоэкологична и обладает природной натуральностью. Производство панелей из древесины обогащает материал безопасностью и чистотой.

Уникальная эстетичность привлекает никогда неповторяющимся рисунком древесины. Большая цветовая палитра и оттеночное разнообразие отделочного материала активно привлекает дизайнеров для воплощения творческих фантазий в проектах. Используя вагонку, можно глобально облагородить фасад любого, самого невзрачного строения, создать привлекательные интерьеры.


Применение вагонки в отделке домов

Стойкость и долговечность поражает. Панели вагонки обрабатываются защитными свойствами, что продлевает на многие десятилетия сроки эксплуатации. Чаще замена происходит не от износа, а просто от поиска новых решений. Неплотная стыковка материала создает прочную и дышащую поверхность, защищая стены от воздействий извне.

Простота и легкость монтажа позволяют даже новичку браться за работу без изучения строительной специфики.

Отличная звукоизоляция и шумопоглощение – еще один плюс. Преградой для посторонних звуков служит создавшаяся воздушная прослойка между стеной и облицовкой.

Ценообразование и широкий выбор породности материала остается доступным и для бюджетных решений.

Подготовка и монтаж

Благодаря гладкой поверхности, вагонка хорошо отражает солнечный свет, из-за чего любая неровность основания становится сразу же заметной

Поэтому очень важно тщательно подготавливать основание, чтобы исключить любые неровности. Чаще всего основание делают из деревянных реек толщиной 2–3 см, которые крепят к стене с помощью регулировочных проставок

Там, где поверхность вагонной доски не будет подвергаться нагрузкам, расстояние между рейками может составлять 80–100 см вне зависимости от толщины обшивки. Если же есть вероятность, что на нее будут воздействовать, то расстояние нужно сократить настолько, чтобы исключить любую подвижность обшивки. Поэтому в домах и квартирах оптимальным является расстояние 40–50 см для евровагонки и 50–60 для доски, соответствующей ГОСТ и имеющей толщину 15 мм.

Фиксация крайней доски

После установки каркаса к нему крепят угловую доску в любом углу. Для этого можно использовать гвозди длиной в 2–3 раза больше толщины доски (для евровагонки оптимальная длина гвоздей составляет 30 мм). Гвозди нужно вбивать так, чтобы они не портили внешний вид обшивки. Если после установки всех досок углы комнат будут закрыты специальными накладками, то шляпки гвоздей можно не обрезать. Если же такие накладки не предусмотрены, то необходимо срезать шляпки, а гвозди вбить в гребень под небольшим углом. До уровня наружной поверхности доски гвозди можно забивать молотком, после чего использовать специальный добойник, который позволит сохранить декоративную поверхность от повреждений.

Со стороны паза замка доску крепят к каркасу с помощью кляймера, ведь это проще и надежней, чем забивать гвоздь без шляпки в глубине паза. Надев кляймер на нижнюю часть замка, его крепят к каркасу с помощью гвоздей, длина которых составляет ? толщины бруска каркаса. Затем вставляют в паз гребень другой доски, проверяют ее положение по уровню или отвесу и также крепят с помощью кляймера. Вместо гвоздей допустимо использовать саморезы, они сложней в работе, но обеспечивают более надежное крепление. После установки всех досок можно ставить накладки на углы, которые крепят к обшивке с помощью специального бесцветного клея. Потолочные и половые плинтусы также крепят с помощью клея.

Установка кляймеров

Если приходится монтировать бывшую в употреблении вагонку или от долгого хранения она потеряла свой цвет, то перед установкой каждую доску необходимо обработать наждачной бумагой. Так вы снимете старый лак и выцветшую под воздействием кислорода и ультрафиолета древесину, благодаря чему доска обретет изначальный цвет.

Монтаж деревянной вагонки

Перед тем как приступить к креплению панелей, производят обрешетку из брусков или реек с помощью дюбелей. Такой подход позволит обеспечить дополнительную теплоизоляцию и выровнять поверхность. Вертикальность и горизонтальность конструкции проверяется с помощью уровня. Элементы обрешетки устанавливаются на удалении 40 см друг от друга. В «ниши» между ними укладывается утеплитель.

Основные способы укладки вагонки:

  • вертикальный,
  • горизонтальный.

При горизонтальном варианте обрешетку крепят перпендикулярно полу, при вертикальном – рейки располагают горизонтально. Укладка досок производиться равномерно «шип-паз», при этом следует проследить ,насколько плотно прилегает материал.

Горизонтальный монтаж вагонки

 Наиболее удобным вариантом, позволяющим производить скрытый монтаж, считается скоба (кляймер). Она представляет собой стальной пружинистый элемент, имеющий монтажные отверстия и гальваническую оцинковку. К обрешетке панели крепят с помощью мелких саморезов или гвоздей. Для деревянной вагонки чаще всего используют скобы с зазором до 6 мм, для ПВХ панелей – кляймер с зазором до 2 мм.

Техническая характеристика вагонки

В данном разделе приведены общие технические характеристики свойственные деревянной вагонке.

Прежде всего, несколько полезных качеств несёт в себе сама древесина, которая является уникальным материалом с:

  • Госты по вагонке. Российский ГОСТ 8242-88 «Детали профильные из древесины и древесных материалов для строительства. Технические условия». Актуален для российского производителя.
  • Размеры.

Размеры для стандартных видов вагонки: толщина: от 12 до 40 мм,  ширина: от 76 до 200 мм, длина: от 0,2 м  до 6 м, размер шипа от 4 до 5 мм.

Размеры для евровагонки: толщина: 13мм, 16 мм, 19мм, ширина: 80мм, 100мм, 110мм, 120 мм, длина: от 0,5 м до 6 000 мм, Размер шипа: 8-9 мм.

  • Породы деревянной вагонки. Изготавливается из хвойных, лиственных и тропических пород красного дерева. Самой востребованной является вагонка из хвойных пород дерева. Самая дорогостоящая вагонка из тропических пород дерева. Для внутренней отделки помещений хорошо подходят лиственные породы дерева.
  • Теплоизоляция низкая. Вагонка способствует удержанию тепла в помещении, но на нее не стоит рассчитывать как на утепляющий материал. Дышащее дерево имеет теплоизоляционные свойства , но для эффективного удержания тепла толщина деревянного профиля, должна быть не менее 100 мм, сравнимо с толщиной бруса.
  • Замковые соединения. Замковые соединения всех видов вагонки, в разных ее вариациях представляют собой конструкцию шип-паз.
  • Долговечность. Вагонка качественной обработки и при соблюдении простых правил ухода, прослужит без потери привлекательности и свойств не менее 50 лет.
  • Прочность. Зависит от породы дерева. В целом деревянная вагонка достаточно прочна и устойчива к механическим повреждениям. В частности вагонка из лиственницы, с годами приобретает такую прочность твердость, что в нее с трудом можно забить гвоздь.
  • Вес вагонки. В среднем квадратный метр вагонки 6,5 -7 кг. Но для каждой породы дерева имеются свойственные ей весовые показатели. Вот некоторые из них: вес квадратного метра вагонки из ольхи  – 6,4 кг, из сосны  – 6.5 кг, из осины — 7 кг, из ясеня – 11 кг.
  • Горючесть. Деревянная вагонка – это горючий материал, который боится высоких температур. Подвержен достаточно быстрому возгоранию под воздействием высоких температур, поддерживает горение. Дополнительно, с целью уменьшения горючести поверхность вагонки обрабатывают специальными антигорючими маслами. Благодаря этому продолжительное время возникает эффект самозатухания.
  • Гигроскопичность. Деревянная вагонка, при продолжительном воздействии влажности  достаточно хорошо ее впивает и равномерно отдает. Конечно у каждой породы древесины, своя степень гигроскопичности.  Однако на ее внешнем виде это не отражается. Даже расширенная и впитавшая значительное количество воды вагонка не пучится и не меняет смонтированную структуру. Это связано со способом крепления шип-паз, структурой которого предусмотрен допуск для расширения древесины. Если вагонка смонтирована должным образом, то временная повышенная влажность ей не повредит.
  • Коэффициент расширения. Зависит от породы древесины, которая использовалась для производства вагонки. Для его определения следует смотреть коэффициенты каждой из интересующих пород древесины отдельно.
  • Сфера использования вагонки. Подходит и используется для внутренней отделки жилых и нежилых помещений: бытовок, бань, технических помещений, мансардных этажей. Для внешней отделки фасадов, фронтонов, террас. Служит как защитой от воздействий изменения погодных условий, так и для придания эстетичности внешнего вида помещению зданию.
  • Экологичность и приятный запах. Деревянная вагонка на сто процентов экологически чистый, природный  материал. Вагонка из хвойных пород дерева, выделяет специальные масла и микроэлементы, которые оказывают благотворное воздействия на органы дыхания и самочувствие в целом. Ей можно смело отделывать детские комнаты, санаторные и оздоровительные помещения. Запах натурального дерева в любом помещении способствует хорошему состоянию и настроению.
  • Доступная стоимость. Стоимость вагонки варьируется от самой доступной для бюджетных отделок до дорогостоящих красных пород дерева и отборных изделий из лиственницы и дуба. Стоимость зависит от породы дерева и уровня обработки вагонки. В целом, этот отделочный материал доступен любому потребителю. Ведь даже самая дешевая вагонка будет хорошо выполнять свои функции и иметь красивый внешний вид.

Вагонка –это многофункциональный, экологичный и всем доступный материал внешней и внутренней отделки. Материал обладает привлекательным видом натурального дерева и является хорошей альтернативой большинству отделочных материалов.

Преимущества деревянной вагонки

Основных видов материалов для сайдинга три: дерево, металл и пластик (к ним еще примкнул цемент, но он менее популярен). Деревянная вагонка среди них имеет следующие преимущества:

  1. Малый вес. Это ведет к более дешевой транспортировке и отсутствию необходимости укреплять фундамент, что также могло влететь в копеечку.
  2. Ремонтопригодность. Замена поврежденной доски занимает меньше времени и сил, чем у других типов сайдингов.
  3. Экологичность. Пластиковые сайдинги могут вредить здоровью (например, при использовании в жарком климате при нагреве они могут выделять соединения хлора), так как не всегда производители и продавцы следят за качеством изделий.
  4. Внешний вид. Качественный деревянный сайдинг повышает привлекательность вашего дома и может повысить его цену при перепродаже.

Впрочем, есть у деревянной вагонки и минусы. Она дороже пластиковой (правда, и прослужит дольше), способна поддерживать горение (этот недостаток можно устранить противопожарной пропиткой), требует регулярного ухода и уязвима для влаги, плесени и насекомых. Правда, и эти проблемы можно решить соответствующей обработкой и правильным монтажом.

Долговечность вагонки зависит от климата. Холодные зимы лучше, чем теплые, поскольку чем выше температура, тем быстрее сохнет дерево. Хуже всего нестабильный климат, так как заморозки и оттепели влияют на древесину сильнее.

Класс

При выборе материала надо точно определить, какие именно виды работ вы планируете проводить: для разных целей применяют покрытие разных классов, что в итоге позволит не переплачивать там, где можно сэкономить и достигнуть нужного уровня качества облицовки.

Вагонка делится на 4 основных класса.

  1. Экстра. Продукт высшего качества и соответствующей цены. Идеальный вариант, не имеющий изъянов в окраске и древесине: полностью отсутствует сучок или сердцевина, наличие трещин не допускается. Для достижения наиболее совпадающего природного рисунка древесины следует брать панели из одной партии.
  2. Класс А. Немного хуже Экстра. Допускается наличие на 2 м нескольких сучков и (или) смоляного кармана.
  3. Класс В. Допускаются небольшие трещины, 2 или 3 сучка и несколько смоляных карманов.
  4. Четвертый класс. Техническая древесина. Самый невостребованный класс. Имеет отверстия от сучков и другие виды механических повреждений.

Для высококачественной внутренней отделки необходимо применять Экстра или Класс А – это даст возможность полностью использовать потенциал натуральных сосновых панелей.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitter
Напишите комментарий