I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Типовая технологическая карта (именуемая далее по тексту ТТК) — комплексный организационно-технологический документ, разработанный на основе методов научной организации труда для выполнения технологического процесса и определяющий состав производственных операций с применением наиболее современных средств механизации и способов выполнения работ по определённо заданной технологии. ТТК предназначена для использования при разработке Проектов производства работ (ППР), Проектов организации строительства (ПОС) и другой организационно-технологической документации строительными подразделениями. ТТК является составной частью Проектов производства работ (далее по тексту — ППР) и используется в составе ППР согласно МДС 12-81.2007. 1.2. В настоящей ТТК приведены указания по организации и технологии производства работ по установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси. Определён состав производственных операций, требования к контролю качества и приемке работ, плановая трудоемкость работ, трудовые, производственные и материальные ресурсы, мероприятия по промышленной безопасности и охране труда. 1.3. Нормативной базой для разработки технологической карты являются: — типовые чертежи; — строительные нормы и правила (СНиП, СН, СП); — заводские инструкции и технические условия (ТУ); — нормы и расценки на строительно-монтажных работы (ГЭСН-2001 ЕНиР); — производственные нормы расхода материалов (НПРМ); — местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов. 1.4. Цель создания ТТК — дать рекомендуемую нормативными документами схему технологического процесса по установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси, с целью обеспечения их высокого качества, а также: — снижение себестоимости работ; — сокращение продолжительности строительства; — обеспечение безопасности выполняемых работ; — организации ритмичной работы; — рациональное использование трудовых ресурсов и машин; — унификации технологических решений. 1.5. На базе ТТК разрабатываются Рабочие технологические карты (РТК) на выполнение отдельных видов работ (СНиП 3.01.01-85* «Организация строительного производства») по установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси. Конструктивные особенности их выполнения решаются в каждом конкретном случае Рабочим проектом. Состав и степень детализации материалов, разрабатываемых в РТК, устанавливаются соответствующей подрядной строительной организацией, исходя из специфики и объема выполняемых работ. РТК рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительной организации. 1.6. ТТК можно привязать к конкретному объекту и условиям строительства. Этот процесс состоит в уточнении объемов работ, средств механизации, потребности в трудовых и материально-технических ресурсах. Порядок привязки ТТК к местным условиям: — рассмотрение материалов карты и выбор искомого варианта; — проверка соответствия исходных данных (объемов работ, норм времени, марок и типов механизмов, применяемых строительных материалов, состава звена рабочих) принятому варианту; — корректировка объемов работ в соответствии с избранным вариантом производства работ и конкретным проектным решением; — пересчёт калькуляции, технико-экономических показателей, потребности в машинах, механизмах, инструментах и материально-технических ресурсах применительно к избранному варианту; — оформление графической части с конкретной привязкой механизмов, оборудования и приспособлений в соответствии с их фактическими габаритами. 1.7. Типовая технологическая карта разработана для инженерно-технических работников (производителей работ, мастеров, бригадиров) и рабочих, выполняющих работы во II-й дорожно-климатической зоне, с целью ознакомления (обучения) их с правилами производства работ по установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси, с применением наиболее современных средств механизации, прогрессивных конструкций и способов выполнения работ. Технологическая карта рассчитана на следующие объемы:
— установка бетонных бортовых камней | — 100 м. |
Как рассчитать количество стройматериала?
В первую очередь необходимо определить общую длину будущего бордюра. Для этого надо посчитать длину периметра участка, который планируется огородить, и прибавить к полученному результату 10%. Это позволит компенсировать повреждение материала и ошибки, возникшие при измерении. Бордюрный камень может повредиться в следующих случаях:
- Ошибки, возникшие при погрузке стройматериала в транспортное средство, и неаккуратные действия работников при выгрузке бетона на строительном объекте.
- Разрушение бордюрного камня в процессе его распиливания для подгонки под требуемый угол или длину.
- Не аккуратное движение ломом в процессе установки бордюра.
Некоторые владельцы строительных объектов с целью минимизировать финансовые затраты заказывают бордюр без запаса. В случае повреждения нескольких бордюрных камней им приходится повторно нанимать транспортное средство, чтобы доставить на место выполнения строительных работ требуемое количество бордюра.
Также перед покупкой тротуарного бордюра необходимо определиться с высотой подстилающих слоев, то есть основания под бордюр. К полученной сумме надо прибавить толщину отмостки (брусчатка, плитка, дикий камень) и добавить еще 10-20 см с расчетом на установку. В результате получится оптимальная высота бордюра.
Бордюры любого вида транспортируются до конечного места назначения (объекта строительства) на специальной деревянной таре – надежных усиленных поддонах. Дополнительно стройматериал упаковывается прочной стрейч-лентой. Доставка бордюра осуществляется с использованием специальной техники.
Основные критерии выбора
Для того, чтобы понять, как выбрать бордюр, необходимо в первую очередь определиться, для какой цели будет использоваться бордюрное ограждение. Если оно будет ограждать тротуар, тогда можно приобрести поребрик, который более тонкий и меньший по размерам. Это надежный и долговечный стройматериал с повышенной морозостойкостью, который применяют для разграничения пешеходных, велосипедных и садовых дорожек.
Если необходимо отделить тротуар от проезжей части, рекомендуется использовать дорожный бордюр или бортовой камень. Этот стройматериал отличается от поребрика большими габаритами. Масса пролета тротуарного бордюра – 33 кг, а дорожного – 100 кг. В любом случае надо выбирать бордюр, соответствующий вашему основному тротуарному или дорожному полотну.
Стоимость тротуарного бордюра – около $2 за 1 м стройматериала, а цена дорожного – $5 за 1 погонный метр. Перед покупкой бордюра любого типа рекомендуется потребовать у продавца предъявить документ качества. В нем должна быть следующая информация: вид производства, размеры изделия и соответствие принятым ГОСТам.
Материал должен иметь сертификат соответствия российского образца, выданный федеральным агентством по метрологии и техническому регулированию. Следует проверить, не истек ли срок действия документа. Сертификат подтверждает, что аккредитованная в данном агентстве лаборатория произвела испытания бордюра, вследствие чего специалисты установили, что характеристики стройматериала соответствуют российским стандартам.
Основные критерии выбора
Для того, чтобы понять, как выбрать бордюр, необходимо в первую очередь определиться, для какой цели будет использоваться бордюрное ограждение. Если оно будет ограждать тротуар, тогда можно приобрести поребрик, который более тонкий и меньший по размерам. Это надежный и долговечный стройматериал с повышенной морозостойкостью, который применяют для разграничения пешеходных, велосипедных и садовых дорожек.
Если необходимо отделить тротуар от проезжей части, рекомендуется использовать дорожный бордюр или бортовой камень. Этот стройматериал отличается от поребрика большими габаритами. Масса пролета тротуарного бордюра – 33 кг, а дорожного – 100 кг. В любом случае надо выбирать бордюр, соответствующий вашему основному тротуарному или дорожному полотну.
Стоимость тротуарного бордюра – около $2 за 1 м стройматериала, а цена дорожного – $5 за 1 погонный метр. Перед покупкой бордюра любого типа рекомендуется потребовать у продавца предъявить документ качества. В нем должна быть следующая информация: вид производства, размеры изделия и соответствие принятым ГОСТам.
Материал должен иметь сертификат соответствия российского образца, выданный федеральным агентством по метрологии и техническому регулированию. Следует проверить, не истек ли срок действия документа. Сертификат подтверждает, что аккредитованная в данном агентстве лаборатория произвела испытания бордюра, вследствие чего специалисты установили, что характеристики стройматериала соответствуют российским стандартам.
Из чего и как сделать бордюр своими руками
Не все дачники используют готовые формы — многие предпочитают создавать бортики для садово-огородных участков своими руками. Преимущество собственноручно сделанного ограждения в экономичности и создании оригинального дизайна.
Они могут быть изготовлены из различных материалов и подручных средств:
- Пластик. Сюда относятся пластиковые бутылки, поликарбонатные листы.
Дерево. Ограждения можно оформить в виде частокола, небольшого заборчика или плетня.
Профлисты. После ремонта на участке всегда остаются лишние стройматериалы, к которым относятся обрезки профлиста. Используя их, можно разграничить грядки на участке.
Кирпич. Простейший вариант оформления клумб — выложить их силикатным кирпичом.
Резина. Старые покрышки можно использовать как мини-забор для газона, покрасив их в яркие цвета.
Однако вместо подручных материалов можно использовать формы для заливки бордюра из бетона.
https://youtube.com/watch?v=1zBIxuhxMiE
Бордюрный камень из гранита: размеры, особенности
Гранитный бордюрный камень
Главное преимущество таких изделий – долговечность, т. к. они очень прочны, отличаются износоустойчивостью. Кроме того, гранит выглядит привлекательно. Однако это тяжелый материал. Монтаж будет сложно производить, а цена высокая. Основные разновидности такого камня:
- высота: от 70 см до 2 м;
- высота: от 15 до 60 см;
- ширина: 8-20 см.
Если планируется выполнять монтаж бордюра на садовом участке или местности, где есть грунтовое покрытие, лучше сооружать поребрик, это позволит избежать наплыва земли за установленные пределы. Достаточно предусмотреть положение бордюрного камня так, чтобы он превышал основную поверхность на несколько сантиметров.
Укладка плитки с заглублением
Обустройство дорожки из тротуарной плитки на даче без бордюров может выполняться методом заглубления.
Обустройство парковочного места
Если необходимо оборудовать своими руками площадку для автомобиля, без плиточного бордюра не обойтись. При использовании в качестве альтернативы металлического уголка, его обрабатывают антикоррозийным составом и крепят к грунту колышками или гвоздями. Поперек тропинки на песчаную подушку укладывается арматурная сетка или металлические прутки.
Другая технология предусматривает фиксацию элементов мощения раствором. Его готовят из 1 части цемента и 3-х частей песка. Сначала на раствор укладываются боковые части дорожки. Среднюю часть кладут на сухую смесь. По ней же мастер перемещается в процессе проведения работ.
Если тропинка делается на склоне или влажном грунте, бордюры заменяются деревянной опалубкой, в которую заливается бетонный раствор. Однако опалубку делают после укладки элементов мощения.
Полимерный бордюр фиксируется в грунте кольями или гвоздями. Данный способ широко применяется при оформлении криволинейных дорожек.
Ливневки оборудуют только с одной стороны тропинки. Поэтому данная технология чаще всего применяется, если дорожка одной стороной прилегает к зданию.
Заглубление покрытия
Этот вариант используется для обустройства узких садовых дорожек своими руками, участков с небольшой площадью. Суть метода в том, что плитку кладут так, что лицевая часть находится на одном уровне с окружающим грунтом. Таким образом земля выступает в роли опалубки и удерживает плитку на месте.
Последовательность работ:
- делается разметка;
- в земле роется траншея;
- дно и борта уплотняются трамбовкой;
- делается засыпка щебнем, трамбуется и насыпается слой гравия и песка;
- укладывается плитка.
Единственный минус этого способа в том, что земля может осыпаться, просаживаться или выветриваться. Поэтому стоит подумать об укреплении. Оптимальный способ – высадить газонную траву по линии укладки. Корни надежно укрепят землю от разрушений, а трава украсит ландшафт.
Использование цементного раствора
Еще одна технология, позволяющая уложить тротуарную плитку без бордюров своими руками. В этом случае последний ряд ФЭМ садится на цементный раствор по периметру. Этот способ позволяет получить крепкое и долговечное покрытие
Однако важно не экономить на цементе, желательно использовать марку 400
При использовании этого метода проще всего работать с квадратной плиткой. Если брать фигурную, то могут возникнуть проблемы при совмещении рисунка тротуара.
Последовательность работ:
- подготовка основания – с поверхности снимается верхний слой почвы и делается подушка из щебня и песка;
- проливается водой и утрамбовывается;
- сделать разметку;
- первый ряд кладется на готовый раствор, а остальные укладываются на смесь цемента и песка. Можно использовать только песок, однако у покрытия снизится прочность.
Можно начинать работы со второго ряда, а первый монтировать в последнюю очередь. Однако в этом случае есть риск получить смещение рядов.
Для чего нужна установка бордюров
Установка бордюров нужна для выполнения нескольких основных функций, как практических, так и эстетических:
- Повышение прочности покрытия;
- Продление срока службы покрытия;
- Фиксация и стабилизация участка;
- Защита фундамента зданий;
- Разделение областей различного назначения (например, проезжей и пешеходной части);
- Преграждение пути;
- Повышения безопасности;
- Обеспечения эстетичного внешнего вида объекта.
Например, если тропинка из тротуарной плитки или брусчатки не будет снабжена бордюрными камнями, увеличится вероятность расползания фрагментов. Восстановление такого покрытия будет подразумевать полный или частичный демонтаж, с последующим повторным устройством всех слоев конструкции.
Это особенно актуально именно для немонолитных покрытий, однако требуется и в случае с цельными полотнами из асфальта или бетона.
Заказывайте товар в «СтройДомИнвест»
Независимо от того, какой вам нужен бордюр: садовый, тротуарный или рядовой, в нашей компании вы купите нужный товар. Мы гарантируем его соответствие установленным государством нормам. А чтобы сотрудничать с нами было выгоднее, предлагаем:
- изделия в любых вариантах исполнения и в любом количестве;
- невысокие цены, возможность получить дополнительную скидку;
- услуги по установке садового бордюра и тротуарной плитки.
Будьте уверены, закупая товар в «СтройДомИнвест», вы останетесь довольны результатами сотрудничества, сможете выбрать любой необходимый тип, цвет и размеры бордюрного камня.
Как класть тротуарную плитку с применением бордюра: правильный выбор материалов
Область применения тротуарных бордюров распространяется на пешеходные зоны, тротуары вдоль проезжей части, а также дорожки в частном секторе. Владельцы загородных участков используют этот вид строительного материала в качестве бюджетного решения для художественного оформления двора и других зон.
Тротуарная плитка может служить очень долго при условии правильной укладки
Если сравнивать тротуарный вариант изделий с другими типами бордюров, можно выделить целый ряд преимуществ:
- высокий уровень стойкости к износу;
- прочность и надежность;
- стойкость к резким температурным перепадам;
- практически идеальная чистота поверхности;
- стойкость к воздействию влаги;
- неуязвимость перед влиянием химических веществ (допускается даже использование гололедных реагентов);
- обширная цветовая гамма;
- нет нужды выполнять дополнительную внешнюю отделку.
В рамках классификации выделяют односторонние и двусторонние тротуарные бордюры. Первые из них используются для мощеных площадок, а также тротуаров, выполненных в ярусной технике. Вторые хороши, если дорожки находятся на одном уровне с газоном, бордюр в этом случае исполняет роль разделителя.
Брусчатку легко укладывать, поэтому ее используют для благоустройства дорожек любого типа
Размер бордюров для тротуарной плитки
Современный ассортимент строительного рынка предлагает множество вариаций бордюров в отношении размеров. Благодаря этому каждый потребитель может отыскать изделия, отвечающие его требованиям.
Классификация бордюров по размерам:
- поребрики – размерный ряд включает изделия со следующими параметрами: 8х21х50, 5х20х100, 4,5х21х50 см;
- парковые блоки – габаритные размеры изделия составляют 7х21,1х50 см;
- бордюр для дорожных покрытий – соответствуют размеру 20х60х300 см.
Тротуарные бордюры заводского производства обычно соответствуют стандартным размерам – 8х20 или 5х20 см. Изделия прямоугольной формы имеют более широкую размерную линейку, включающую маленькие бордюры с параметрами 0,6х2х5 см, а также большие – 8х20х100 см.
Виды бордюров для тротуарной плитки
Если предполагается организация пешеходных дорожек, рекомендуется использовать бордюры, высота которых составляет 30 см, а ширина – не более 20 см. Аллеи ограждаются более легкими вариантами изделий с параметрами 8х20 см.
Качество бордюров для тротуарной плитки: как правильно установить материал
Рекомендации относительно того, как самому положить тротуарную плитку во дворе, ограничиваются не только самой технологией, но и советами по выбору материалов. Качество бордюров, как и самой плитки, оказывает непосредственное влияние на конечный результат, поэтому процесс выбора материалов чрезвычайно важен.
В процессе закупки следует руководствовать несколькими критериями:
Технические характеристики – сюда относится вид бордюра, его структура и размерные параметры, а также особенности формы.
Показатели, отражающие уровень прочности изделий.
Сроки службы бордюров.
Расценки на укладку тротуарной плитки без бордюра и с бордюром (если предполагается использование услуг специалистов).
Стойкость к температурным перепадам, а также воздействию факторов окружающей среды.
Качество окрашивания заготовок (насколько равномерно окрашена поверхность бордюра).
Особенности объекта под укладку плитки (вид дорожки или площадки, площадь, форма и наклон поверхности).
Установка бордюров
Перед тем как осуществлять закупку материала, определитесь, на что лучше класть тротуарную плитку и каким вариантом основания вы можете их обеспечить на своем участке. От этого напрямую зависит тип материала, который нужно будет закупить. Самый распространенный вариант основы под мощение – грунт, с предварительно сформированной подушкой из песка, щебня или бетона.
Укладка тротуарной плитки: расценки на профессиональные услуги
После закупки материала стоит определиться, будете ли вы делать все работы по мощению самостоятельно или наймете для этого специалистов. В каждом из случаев вы получаете определенные преимущества.
Укладка тротуарной брусчатки
С одной стороны, самостоятельное выполнение работ гарантирует существенную экономию денежных средств. С другой стороны, профессиональное обслуживание – залог качественного и надежного результата, конечно если вы найдете действительно умелых и квалифицированных специалистов.
Сколько стоит укладка тротуарной плитки (средние расценки):
Вид работы | Цена, руб./м² |
Формирование основания из щебня | 100 |
Монтаж бордюров (пог.м) | 180 |
Мощение тротуарной плиткой | 400 |
Демонтаж старого покрытия | 240 |
Выгрузка и погрузка строительного мусора | 150 |
Транспортировка материалов (10 км) | 1000 |
Пластиковый бордюр — доступный аналог камню
Это отличное решение для оформления приусадебных участков. Такие садовые бордюры обычно обходятся дешевле бетонных аналогов, при этом намного удобнее в плане установки. Однако идеальных материалов не существует в природе, поэтому пластиковые бордюры тоже не лишены недостатков, но обо всем по порядку.
Плюсы и минусы пластика на садовой дорожке
Преимущества:
- Широкий ассортимент. Помимо обычных ленточных моделей, в продаже можно встретить декоративные элементы, имитацию природного камня, кирпича, дерева и металла.
- Практичность. В случае повреждения пластиковой секции, её можно легко заменить. С тротуарными бордюрами из бетона придётся повозиться намного дольше.
- Длительный срок эксплуатации. Пластик относится к категории долговечных материалов.
- Нейтральность к любой среде. Пластиковые изделия устойчивы к резким температурным перепадам, не боятся влажности, не выгорают на солнце.
- Привлекательный внешний вид. Такие бордюры выпускаются в разнообразной цветовой гамме, что открывает практически безграничные возможности для оформления приусадебных участков.
Нужно отметить, что пластик легко гнётся, что позволяет создавать извилистые дорожки.
Если говорить о недостатках, нарекания вызывают такие нюансы:
- Хрупкий пластик подвержен механическим повреждениям.
- Материал хорошо горит.
- Сомнительная экологическая безопасность.
Типовые размеры и монтаж
Ширина пластиковых бордюров варьируется в пределах 10-28 сантиметров, толщина: 0.5-2 мм.
Если говорить об особенностях монтажа, пластиковые изделия намного удобнее бетонных аналогов. Ключевое отличие заключается в том, что отпадает необходимость в предварительной подготовке участка. Вдоль дорожки или клумбы выкапывают траншею, глубиной около 10 см. Сюда забиваются заострённые колышки, которые имеются в основании пластиковых бордюров.
Секции скрепляются между собой замковыми соединениями. Бордюр выравнивается по уровню, затем траншею засыпают грунтом.
По какой технологии производится правильная установка бордюров
Установка бордюров, согласно технологии, производится в следующем порядке:
- 1. Разметка на местности;
- 2. Рытье траншеи;
- 3. Подготовка траншеи:
- 3.1. Очистка и выравнивание;
- 3.2. Уплотнение.
- 4. Устройство основания:
- 4.1. Укладка геотекстиля;
- 4.2. Отсыпка щебня или песка;
- 4.3. Заливка бетона.
- 5. Установка бордюров;
- 6. Фиксация камней;
- 7. Заделка швов.
Разметка на местности производится с помощью натягивания веревки с креплением на кольях. Это позволяет контролировать геометрические параметры при монтаже бордюрных камней.
Рытье траншеи осуществляется на определенную глубину, которая зависит от габаритов бортовых камней. Стоит учесть, что основание из щебня и бетона, имеющее толщину около 30% от высоты бордюров, займет часть глубины. Следует копать траншею с учетом этого фактора.
Подготовка траншеи необходима для предотвращения деформации. Если правильно не подготовить траншею, бортовые камни в скором времени могут разъехаться, а само покрытие деформироваться, из-за чего потребуется производить демонтаж и производить устройство всех слоев заново.
- Очистка траншеи включает в себя удаление мусора, грязи, корней растений и других ненужных элементов.
- Уплотнение дна траншеи желательно производить с применением механизированного трамбовочного оборудования – виброплиты. При трамбовке рекомендуется смачивать дно траншеи водой, чтобы предотвратить усадку в будущем.
Устройство основания производится в несколько слоев:
- 1. Укладка геотекстиля. Данное рулонное полотно производится из синтетических нитей и волокон, благодаря чему обладает достаточной прочностью и другими свойствами. Геотекстиль разделяет грунт и основание, препятствует прорастанию растений, выполняет дренажную функцию, повышает прочность и долговечность конструкции.
- 2. Отсыпка сыпучего материала. Рекомендуется выбирать именно щебень, а не песок, так как «щебенка» значительно прочнее. После отсыпки нужно разровнять и качественно уплотнить щебень виброплитой. Толщина слоя – 10-15 см, диаметр фракций щебня – 20-40 мм (лучше использовать смешанные фракции, чтобы обеспечить высокую плотность).
- 3. Заливка бетона. Желательно приготовить густой раствор с небольшим количеством воды. Ориентировочные пропорции цемента к песку – 1/3, толщина слоя – 5-7 см.
В некоторых случаях установка бордюров (декоративных) может осуществляться прямо на песчаное основание, без использования щебня и бетона. Однако это приведет к снижению прочности и долговечности.
Установка бордюров производится на бетонное основание, с обязательным контролем расположения камня во всех плоскостях:
- Если монтаж был произведен с отклонениями, для его исправления может потребовать демонтаж целого участка.
- Геометрия участка, на котором производится монтаж, может иметь уклон в ту или иную сторону, что следует обязательно учесть.
Фиксация производится после установки и выравнивания бордюрного камня, с помощью бетона той же плотности, на который посажен фрагмент (можно изначально подготовить песчано-цементный раствор с запасом). Габариты бетонного замка зависят от размеров бортового камня: примерная высота 8-10 см, ориентировочная толщина 5-7 см.
Заделка швов осуществляется после схватывания бетона. Для этих целей можно использовать смоченный песок или другой подходящий материал. При желании заделать швы можно тем же бетонным раствором.
Установка бордюров с соблюдением данной технологии обеспечивает высокую прочность и надежность, сводя к минимуму вероятность деформации конструкции.
Технология укладки бортового камня
Технология укладки бортового камня Бордюры (бортовые камни) – это изделия, укладываемые узкой полосой. Используются для отделения проезжей части от тротуара, пешеходной дорожки – от зеленых насаждений, для зонирования сада, организации полос и островков безопасности. В ГОСТе 6665-91 предусмотрен выпуск нескольких типов бортового камня:
- прямого рядового,
- с уширением,
- лотком,
- криволинейного,
- въездного.
Для изготовления этой продукции применяется бетон класса прочности В30 и высокой морозостойкости – от F200. Пример технологической карты на бортовой камень – ltsr.ru/vibropress/bordyurnyy_kamen/.
Виды бортовых камней
Технология укладки бордюра определяется типом изделия.
По функциональному назначению различают:
Дорожные бортовые камни.
Служат для обрамления проезжей части. Имеют наибольшие габариты. Разделяют разные по функциональности зоны дорожного покрытия и защищают пешеходов от наезда автотранспорта. Обычно имеют серый цвет.
Тротуарные изделия.
Востребованы для ограничения пешеходных дорожек. Этот вид бордюра применяется при укладке тротуарной плитки. Предотвращает ее расползание и ограничивает разрастание травы.
Декоративные.
Используются для окаймления цветников, дорожек, площадок на личных участках. Садовые бордюры обычно имеют небольшую толщину и значительную длину, являются элементами ландшафтного дизайна и защищают грунт от расползания из-за талых и ливневых вод.
Необходимые инструменты и материалы
Для проведения работ по укладке бортового камня потребуются:
- строительный уровень,
- рулетка,
- штыковая лопата,
- инструмент для трамбовки,
- колья и шнур для разметки,
- резиновый молоток,
- лом,
- углошлифовальная машинка («болгарка»).
Для замешивания бетонной смеси и/или цементного раствора необходимы: бетономешалка или емкость для приготовления бетона вручную.
Из материалов, помимо самого бордюра, понадобятся:
- Цемент.
- Чаще всего используется портландцемент марок М400 или М500.
- Крупный заполнитель – щебень гравийный, известняковый, гранитный, средней и мелкой фракции (до 40 мм). Понадобится в случае изготовления бетонного или песчано-щебневого основания для бортового камня.
- Мелкий заполнитель – песок для строительных работ.
- Вода.
Этапы работ
Укладка бордюра для ограничения плиточного, бетонного или асфальтового покрытия производится до монтажа покрытия. Для определения требуемого количества бортовых камней измеряют длину дорожки и делят это значение на длину бордюрного элемента. Полученное значение округляют в большую сторону. Если планируется обрамление дорожки с двух сторон, то результат вычислений удваивают.
Перед монтажом поребрика выполняют подготовительные мероприятия, которые включают:
- Разметку будущей траншеи с помощью кольев, на которые натягивают нити. Они показывают уровень расположения верхней грани бордюрного камня.
- Подготовку траншеи – вручную или с использованием экскаватора с узким ковшом. Ширина траншеи должна быть немного больше толщины бордюрного камня – на 5-7 см с каждой стороны. Глубина – равна сумме подземной части бортового камня и высоте подготовительного слоя, изготавливаемого несколькими способами.
- Устройство подготовительного слоя.
Варианты изготовления «подушки» под укладку бортового камня:
- Наиболее простой способ – устройство утрамбованного песчаного основания толщиной 30-50 мм. Песок перед трамбовкой смачивают водой. На песчаный слой укладывают мелкофракционный щебень – 30-50 мм. Такой вид основы пригоден для монтажа тонких тротуарных и декоративных бордюрных камней.
- Второй вариант – устройство основания из цементно-песчаного раствора, который укладывают на дно траншеи с выравниванием и уплотнением. На раствор устанавливают бордюрный камень.
- Самой надежной основой является бетонная смесь класса прочности не ниже В15, выкладываемая на песчано-щебневую подушку сплошным слоем или отдельными кучами. Бордюр укладывают на незастывшую бетонную смесь.
Этапы монтажа бордюрных камней:
- Бетонные элементы опускают в траншею на подготовленное основание с помощью специальных клещей. Тяжелые экземпляры массой по 100-120 кг опускают 2-3 человека.
- Для установки камня в требуемое положение по горизонтали и вертикали используют резиновые молотки. Твердый инструмент в данном случае не применяют, потому что он может расколоть бетонный элемент.
- Зазор между камнями оставляют равным 2-3 мм. Впоследствии его заделывают цементным раствором.
- Пространство между камнем и стенкой траншеи заливают бетонной смесью или засыпают мелкофракционным щебнем, а затем проливают жидким цементно-песчаным раствором.