Основные характеристики садовых бетонных бордюров

Материал для изготовления садового бордюра

Для производства садовых бордюров используется мелкозернистый бетон, который должен готовиться в соответствии с рекомендациями, изложенными в ГОСТ 6665-91:

  • Марка бетона М300(В 22,5).
  • Подвижность бетона: П2-П3.
  • Содержание вовлеченного воздуха: 4-5%.
  • Пропорции компонентов (Ц: П: Щ:В):1:2:3,3:0,4.
  • Связующее: портландцемент ЦЕМ I 32,5Н ПЦ.
  • Крупный заполнитель: гранитный щебень или гравий или доменный шлак с наибольшим размером фракции 20 мм.
  • Марка крупного заполнителя по прочности на сжатие: 1000; по морозостойкости F
  • Мелкий заполнитель: природный песок с модулем крупности частиц 2,2.

Для обеспечения показателей подвижности и вовлеченного воздуха используются присадки, добавляемые на этапе перемешивания компонентов: «Суперпластификатор С-3» в количестве 0,7-0,7 от массы цемента и «Смола нейтрализованная воздухововлекающая» в количестве 0,15-0,2 от веса связующего.

Собственно технология замешивания бетона ничем не отличается от стандартной. Этапы технологии: перемешивание порций сухих компонентов: цемента, песка и щебня, добавление воды и присадок, повторное перемешивание до однородной консистенции в бетономешалке или вручную.

Указания по технике безопасности

Запрещается производить планировку песчаного слоя под камнем, поднятым автокраном. При необходимости исправления песчаного выравнивающего слоя камень следует поднять автокраном на 10-15 см от земли и отвести в сторону.

В остальном следует руководствоваться «Правилами техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог». М., «Транспорт», 1978.

Работы по установке бортовых камней ведут в дневную смену. На участке работ намечают две сменные захватки:

на устройство земляного ящика и песчаного слоя;

на установку железобетонных бортовых камней.

Выполняет работу бригада в составе:

машиниста автокрана 5разр.- 1, монтажников конструкций 4разр.- 1, 3разр.- 1 и 2разр.- 1 (он же такелажник); дорожного рабочего 3 разр.- 1 и землекопов 2 разр.-2.

Для кратковременной работы по рытью земляного ящика, распределению песка и засыпке пазух грунтом бригаде придают автогрейдер.

В процессе работы бригада делится на два звена.

Звено в составе монтажников конструкций 4, 3 и 2разр. (такелажника) и машиниста крана 5разр. выполняет установку камней. Монтажник 2разр. — такелажник стропит камни и подбивает песок под установленные.

Монтажники 4 и 3разр. устанавливают камни и окончательно выправляют их, заделывают и расшивают швы.

Звено в составе дорожного рабочего 3разр.- 1 и двух землекопов 2разр. занимается подготовкой земляного ящика и песчаного слоя. В начале смены звено с линейным мастером или геодезистом выполняют разбивочные работы.

Выгрузку и раскладку железобетонных бортовых камней на первой захватке, как задел к следующему рабочему дню, бригада организует своими силами.

Для выгрузки выделяются машинист автокрана 5разр.- 1, дорожный рабочий 3разр.- 1 и такелажник 2разр.- 1.

В начале смены рабочие получают инструктаж от мастера, инструменты и знаки ограждения, которые они устанавливают по указанию мастера. В конце смены рабочие снимают знаки ограждения, чистят инструмент и сдают его в кладовую.

На участке работ должны находиться аптечка и бачок с питьевой водой.

Примечания: I. Цифрами над линиями указано количество рабочих, занятых в операции, цифрами под линиями — продолжительность операции в минутах.

2. В трудоемкость включено время для отдыха рабочих в течение смены.

Способы изготовления бордюр

Для благоустройства частной придомовой территории поребрики можно сделать двумя способами:

  • установить штучные изделия;
  • залить бетоном монолитную конструкцию желаемых формы и размера.

В первом случае можно купить полностью готовые изделия в нужном количестве, а можно изготовить их своими руками. Для этого понадобятся формы, которые можно купить или сделать самостоятельно. К достоинствам такого способа относятся возможность многократного использования формы и простота технологии изготовления бетонных изделий.
Для второго случая потребуется монтаж опалубки, что усложняет работу. Но можно сделать бордюры необычной формы, с закруглениями, поворотами и другими декоративными элементами.
На каком способе остановить свой выбор, зависит от сложности формы дорожки или площадки, которые планируется облагородить.

Виды бордюров

По назначению бордюры классифицируются на:

  1. Дорожный. Устанавливается вдоль автомобильных дорог и тротуаров, а также возле них для сохранения целостности покрытия. Отличается от других видов большими размерами и высокими прочностными характеристиками. Изготавливается из тяжелого бетона.
  2. Тротуарный. Имеет компактные размеры, быстро монтируется и позволяет придать пешеходным дорожкам аккуратный и законченный вид. Он разделяет пешеходные зоны и предотвращает разрушение дорожек.
  3.  Садовый. Позволяет зонировать участок ландшафта, облагородить садовые дорожки, площадки, клумбы, деревья. Обеспечивает надежность покрытия садовых дорожек, защищает его от грязи, которая может попасть с газонов и клумб. От предыдущих вариантов отличается меньшим размером и формами.

От назначения бордюров зависит их размер, вес, маркировка, способ изготовления. Все эти параметры указаны в ГОСТ 6665-91.
По способу расположения бордюры бывают:

  • односторонние, применяемые для ограничения дорог, тротуаров и площадок с ярусным расположением;
  • двусторонние, позволяющие разграничить зоны, сопряженные на одном уровне.

Обязательно ли устанавливать бордюр при устройстве дорожных покрытий из плитки и как правильно его выбрать?

При устройстве дорожных покрытий из тротуарной плитки установка бортового камня (бордюра, поребрика, БР) обязательна. Эти изделия выполняют несколько функций:

  • разграничивают пешеходную и проезжую части, пешеходную дорожку и газон;
  • предотвращают сдвиг и расползание элементов мощения, загрязнение дорожек грунтом;
  • придают участку аккуратный вид.

Наибольшей популярностью пользуются БР, изготовленные из тяжелой бетонной смеси. При покупке изделий заводского изготовления нужно учитывать следующие факторы:

  • Характеристики бетона, из которого изготавливаются изделия. Качественная продукция должна иметь морозостойкость не ниже F200. Такой материал, способный выдерживать до 200 циклов замораживания/оттаивания, служит примерно 40 лет. Водопоглощение – не более 6%, марка прочности – М400 (класс прочности В30).
  • Способ производства. Лучшими характеристиками обладают вибропрессованные изделия –прочные, плотные, долговечные, имеют точную геометрическую форму.
  • Конкретное назначение. Для укладки бордюрного камня вдоль садовых дорожек рекомендуют изделия марки БР 100.20.8 (длина – 1 м, высота – 20 см, ширина – 8 см), для установки вдоль средненагружаемых автомобильных дорог – БР 100.30.15 (длина – 1 м, высота – 30 см, ширина – 15 см), для автомагистралей – БР 100.30.18 (длина – 1 м, высота – 30 см, ширина – 18 см). При изготовлении массивных бордюров для автомагистралей их упрочняют стальной арматурой.

Бетонный монолитный бордюр

Процесс установки бордюра из монолитного бетона легче и быстрее, чем из сборного, поскольку нет необходимости в формовке бордюрных блоков. В этом случае бетон заливается сразу на подготовленном участке в опалубку.
Для устройства монолитного бордюра нужно подготовить такие инструменты, оборудование и материалы:

  • бетономешалка;
  • емкость для доставки раствора к участку;
  • совковая лопата;
  • молоток;
  • доски или металлические листы для опалубки;
  • брусья из дерева и металла;
  • металлическая труба;
  • щебень;
  • цемент;
  • мытый или речной песок.

Поэтапное устройство монолитного бордюра будет выглядеть так:

  1. Работа начинается с подготовки траншеи под бордюр. Делать ее нужно глубиной, равной 1/3 высоты планируемого бордюра и немного шире него. Дно канавы тщательно трамбуется и засыпается слоем песка и щебня.
  2.  Вдоль стенок траншеи конструируется опалубка из гладкого листового материала, которая будет иметь вид прямоугольной формы. В нее и будет заливаться бетон. Закрепляется опалубка при помощи брусьев, которые предотвратят разломы бортов конструкции и не дадут вытечь раствору. Высота опалубки должна превышать глубину ямы и быть примерно на уровне верхней плоскости бордюра.
  3. Приготовление бетонной смеси.
  4.  Опалубка до краев заполняется полученным раствором. Чтобы предотвратить возникновение пустот в изделии, раствор уплотняется с помощью металлической трубы. Для этого ее нужно опустить в раствор и раскачивать в разные стороны.
  5.  Залитый в опалубку раствор накрывается полиэтиленовой пленкой или другим непромокаемым материалом для предотвращения быстрого высыхания конструкции. Раз в сутки бетон нужно обильно смачивать водой. Это не даст ему растрескаться. После этого нужно выждать около недели до застывания изделия, а затем можно удалить опалубку.

Материалы для изготовления

Садовые бордюры могут быть изготовлены из разных материалов, благодаря чему можно воплотить любую декоративную задумку. Их можно подобрать с учетом материала и цвета дорожного покрытия. Предлагаются из бетона, натурального камня, клинкерного кирпича, керамики, пластика, дерева и металла. Одной из разновидностей садового бордюра является бордюр под газонокосильную машину. Его край со стороны газона опускается вровень с грунтом, что позволяет запустить газонокосилку по самому краю газона и предотвратить повреждение лезвий в процессе его обработки.
Бетонный бортовой камень является наиболее распространенным благодаря свои преимуществам: прочности, долговечности, невысокой стоимости. Бордюры из бетона можно купить готовые или сделать самостоятельно, используя формы для отливок (покупные или изготовленные своими руками). Еще их можно сделать монолитными, что позволяет получить изделия любых форм и размеров. С помощью красящих пигментов, добавляемых в раствор, можно получить изделие любого цвета, которое будет сочетаться с покрытием дорожек.

Технические характеристики и маркировка

При строительстве частных домов магистральные бордюры не используются из-за крупных габаритов и высокой стоимости. В большинстве случаев для благоустройства частной территории применяются садовые и тротуарные бордюры.
В заводских условиях бордюры изготавливаются методом полусухой вибропрессовки. Производители предлагают бордюры со следующими техническими характеристиками:

  • бетонные изделия с маркой прочности минимум М400;
  • класс бетона В30;
  • морозоустойчивость 200-300 циклов;
  • расчетный эксплуатационный срок – 20 лет.

Чаще всего при строительстве дорог используется бордюр с размерами 100x30x15 см. Заводские садовые бордюры могут иметь размеры 100x20x8 и 50x20x8 см.
Изделия, изготовленные на заводе, маркируются буквенным сочетанием “БР” и 3 цифрами, соответствующими длине, высоте и ширине изделия в сантиметрах.

Заливка бетона в формы

Качественное бетонное изделие можно получить при использовании вибростола. На него устанавливаются заполненные бетоном формы, а посредством вибраций из него удаляется воздух. Если такового не имеется, то уплотнения бетонного раствора можно добиться вручную, постукивая молотком по форме, пока из раствора не удалится весь воздух.
Если необходимо сделать более прочное армированное изделие, то формы сначала заполняются бетоном наполовину, после чего в них укладываются металлические пруты и вновь заливаются оставшимся раствором. Уплотнение его выполняется таким же способом – вибрацией.
Залитый в формы бетон нужно выдержать минимум 48 часов, снять формы и оставить изделие еще на 3-4 недели набираться прочности. Только тогда можно приступать к монтажу бордюров. Если поспешить и сделать это раньше, то есть большой риск разлома изделия.

Установка формового бордюра для садовых дорожек

Для монтажа бордюрного камня понадобятся следующие материалы и инструменты:

  • Бетон М100 и цементно-песчаный раствор М50.
  • Мелкий щебень или речной песок для дренажа.
  • Трамбовка (кусок бревна небольшого диаметра или кусок деревянного бруса 100х100 мм).
  • Полипропиленовая или льняная бечевка, металлические или деревянные колышки.
  • Строительный уровень, штыковая и совковая лопата, ведра, шпатель.

Технология установки садового формового бордюра проста, и может быть реализована своими силами без привлечения наемной силы. Далее мы расскажем, как установить садовый бетонный бордюр своими руками.

  • Участок под садовую дорожку планируется. По обеим сторонам участка выкапываются траншеи глубиной 140 мм и шириной 120 мм.
  • Дно траншеи уплотняется трамбовкой, после чего на дно траншеи, толщиной 40 мм насыпается и уплотняется мелкий щебень или речной песок.
  • По верхнему срезу бордюрного камня, на колышки, строго горизонталь натягивается бечевка. Для контроля горизонтальности следует использовать строительный уровень.
  • Ответственный этап – установка бордюрных камней. На щебенку, тонким слоем выкладывается бетонная подушка. Верхний срез камня выставляется по бечевке и дополнительно контролируется по уровню. Далее с зазором 3-4 мм по торцу также на бетонную подушку устанавливается следующий камень и так до конца дорожки.
  • Зазоры между бордюром и траншеей заливаются бетоном, а зазоры между торцами замазываются цементно-песчаным раствором. Бетон трамбуется штыкованием, для замазывания зазоров используется тонкий шпатель.

Через 72 часа после заливки раствора наружный периметр бордюра отсыпается грунтом, после чего можно начинать формирование полотна дорожки.

Источник

Технические характеристики и маркировка

В частном строительстве в основном применяется бордюрный камень садовый и, несколько реже, дорожный. Магистральные ограждения в частном строительстве не используют из-за их больших размеров и высокой стоимости. На заводах бордюры изготавливаются по технологии полусухого вибропрессования. Технические характеристики, которые заявляют производители, следующие:

  • марка прочности бетонных изделий не ниже М400;
  • морозостойкость 200-300 циклов;
  • класс бетона В30;
  • расчетный срок эксплуатации до 20 лет.

Маркировка изделий заводского изготовления это буквенное обозначение БР и последующие три цифры, соответствующие длине, высоте и ширине в см.


Размеры бордюров.

Заключение

Изготовление и установка бордюра садового бетонного – несложная работа, хотя и кропотливая. Главное – следовать технологии и точно соблюдать пропорции используемых материалов в процессе приготовления раствора. При желании эту работу можно сделать полностью своими руками, что позволит сэкономить средства.
Но если на участке планируется большой объем работы, то лучше отдать предпочтение покупным бордюрам заводского производства, чем заливать самостоятельно большую партию форм. Стоимость бордюров возрастет, но будет сэкономлено время. Процесс затвердевания бетона занимает длительный период, а спешка с установкой неокрепших бетонных изделий может обернуться их разломом.

https://youtube.com/watch?v=-AklIxq8uxM

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitter
Напишите комментарий