Что такое резиновый бордюр: виды и правила установки

Укладка (установка) бордюров для тротуарной плитки своими руками — пошаговый план

Укладка бордюров для тротуарной плитки – достаточно простая и доступная для самостоятельного выполнения задача, что не отменяет ее важности. Бордюр выполняет сразу две функции – служит в качестве декоративного оформления, отделяя покрытие от остальной территории и придавая ему завершенный вид, а также защищает плитку от деформации

Современные производители предлагают большой выбор бордюров для мощения тротуаров и садовых дорожек – из пластика, резины, камня, клинкера, полимера и других материалов. И даже если решено было отказаться именно от бордюра, все равно стоит подумать о том или ином виде окантовки – водостоке, стальном уголке или другом варианте, которых сегодня представлено множество.

Виды бордюров по стандарту

Правильно называть бортовой камень. Бортовой камень — это разделительный элемент в устройстве дорог, тротуаров и пешеходных зон. Предотвращает намывание грунта на мощеную часть. Представляет собой изделие из бетона, которое имеет большую длину и небольшую площадь поперечного сечения. Отличается высокой стойкостью к нагрузкам, статическим и ударным нагрузкам. Все его характеристики и свойства описаны в ГОСТ 6665-91.

Для устройства дорог применяют только бортовые камни по ГОСТу

По Госту бордюры изготавливают из пескобетона или тяжелого бетона (с гравийным заполнителем). Марка — не ниже М300, но выбирается в зависимости от климатических условий. Например для средней полосы наше страны требуется более высокая марка, чем для северных. Более высокие марки имеют выше уровень морозостойкости. Так за одну зиму может быть до 20 циклов заморозки/разморозки. Поэтому минимальная приемлемая морозостойкость — 400 циклов (F400) и выше.

Стандартные виды бордюрных камней

Бордюры применяют для отделения дорог, тротуаров и зеленых зон, оформления клумб и отделения деревьев. В общем, область применения широкая. Для создания требуемого рельефа необходимы не только прямые, но и криволинейные элементы. Вот какие виды определены в ГОСТе:

  • Прямые:
    • БР — рядовые;
    • БУ — с уширением;
    • БУП — с прерывистым уширением;
    • БЛ — с лотком;
      Виды бортовых камней по стандарту и их чертежи
  • Въездные — БВ;
  • БК — криволинейные;
  • Камень-аппарель.

По стандарту бордюры, которые отделяют тротуар от проезжей части, должны быть сделаны из бетона классом прочности не ниже B30. Если отделять надо пешеходные дорожки от газонов, прочность может быть В22,5.

Условные обозначения

При маркировке ставят название камня в виде букв, а затем указывается длина, высота и ширина. В таком порядке, разделенные точками. Размеры указываются в сантиметрах. Затем указывается класс арматуры, если она есть.

Размеры и требования к бордюрам и поребрикам описаны в ГОСТе 6665-91

Пример маркировки и ее расшифровка:

  • БР 100.30.18. Это читается как рядовой бордюр (прямой) без армирования длиной 100 см, высотой 30 см и шириной 18.
  • БК 80.30.15 — AV. Расшифровка такой маркировки — бордюр криволинейный (вообще-то бортовой камень) длиной 80 см, высотой 30 см, шириной 15 см. Класс арматуры — AV (А5).

Размеры бордюров по ГОСТу

Стандартная длина бортового камня есть в трех вариантах: 100 см, 300 см и 600 см. Высота рядовых — 15 см и 18 см, длиной 1 метр и 3 метра, у шестиметровых может быть еще 20 см.

Стандартные размеры бордюров маленькими не назовешь

Обратите внимание, что скосы, их форма и величина также прописаны. Описаны также возможные варианты

Так вот, в маркировке проставляется ширина по самой широкой части

Обычно это подошва

Так вот, в маркировке проставляется ширина по самой широкой части. Обычно это подошва.

Еще могут быть вопросы по криволинейным бордюрным блокам. ГОСТ допускает изготовление закруглений радиусом 5, 8, 12 и 15 метров. В стандарте есть приписка, что допускается изготовление экземпляров других размеров по согласованию с заказчиками. Так как для частного подворья почти все перечисленные варианты слишком массивны, заводы часто изготавливают бордюры меньшего размера. Например, БР 50.20.80 . Его масса порядка 18-20 кг, так что вполне можно устанавливать самостоятельно.

Вес бордюрного камня

Так как изготавливаться бордюр и поребрик может из бетона с различным заполнителем, его масса может отличаться. В стандарте указана справочная масса, а точную надо смотреть у производителя.

Вес бордюра зависит от его размеров

Бордюры длиной один метр могут быть из пескобетона или тяжелого бетона, более длинные — на 3 и 6 метров — только из тяжелого бетона. Пескобетонные обязательно вибрировать, чтобы они были достаточно прочными. Допускается использование добавок, повышающих прочность и морозостойкость.

Вертикальные и горизонтальные грани должны быть перпендикулярны. Установлены максимально допустимые отклонения — они не превышают 3-4 мм.

Как правильно установить своими руками

Чтобы понять, как правильно установить бордюры для тротуарной плитки, необходимо тщательно изучить все этапы работы. От качества и корректности монтажа напрямую будут зависеть надежность, прочность и долговечность окантовки и самого покрытия, которое бордюр защищает от разрушения и размывания.

  • Аккуратная и тщательная разметка участка, где планируется класть бордюр: сначала устанавливают колышки, потом натягивают между ними бечевку, обозначая линию будущей окантовки.
  • Копание траншеи – глубина ямы должна быть чуть больше высоты элементов, ширины будет достаточно 20 сантиметров. Дно траншеи трамбуют.
  • Засыпка щебня на дно, трамбовка, засыпка песка, проливка водой, трамбовка.
  • Замес бетонного раствора: песок, щебень фракции 15, цемент М500 и воду берут в пропорции 2.5:2:1:2.
  • Монтаж бордюра в подготовленную траншею, выравнивание по границам и высоте, заливка бетоном, заделка всех стыков и пустот раствором.
  • Устранение всех щелей смесью сухого песка и цемента, проливка водой, ожидание полного высыхания.

При условии, что укладка брусчатки с бордюром была выполнена правильно, покрытие прослужит долго, сохранит ровность и прочность, будет защищено.

Что такое бордюрный камень

Главное предназначение бордюров — разделять тротуары и проезжую часть дороги, что необходимо для безопасности пешеходов. Их изготавливают из бетона, гранита и железобетона. Они изготавливаются методом полусухого прессования или вибролитьевого формования. Вибропрессованные бордюры отличаются высокими характеристиками качества.

Бордюрный камень еще называют бортовым. В Санкт-Петербурге и в Новосибирске бордюр называют поребриком.

Бортовой камень бывает пяти видов:

  1. Дорожный бордюрный камень помогает создать границу между проезжей и пешеходной частями дороги. Он усиливает тротуарную плитку.
  2. Магистральный бордюр используется при строительстве дорожных автомагистралей. Он длиннее дорожного, а также отличается повышенной прочностью.
  3. Тротуарный бордюр помогает оформить площади, парки, тротуары, дорожки. Защищает газоны и цветочные клумбы от размывания дождем. Изготавливается в разных цветах и формах.
  4. Садовый бордюр применяется на дачах, в парках, скверах и в местах отдыха. Такая разновидность длиннее тротуарного.
  5. Газонный бордюр используется для декорирования дорожек и клумб, а еще поможет разделить садовый участок. Имеет небольшой вес.

Также он применяется для водоотвода.

Основные характеристики

Бордюры выпускают полного и неполного окраса. Стоит отметить, что поребрики бывают разных цветов: серый, черный, красный, синий. Цена указывается за погонный метр, в разных регионах может несколько отличаться.

Поребрик (бордюрный камень) выделяется такими достоинствами:

  1. Повышенная устойчивость к низким температурам;
  2. Гигроскопичность (устойчивость к влаге);
  3. Повышенная прочность и износостойкость;
  4. Долговечность;
  5. Нескользящее покрытие;
  6. Выбор цветов, форм и размеров.

Для изготовления используют цемент с различными добавками, а также портландцемент.

Портландцемент считается очень распространенным и востребованным материалом в данной индустрии. Такой цемент получается при смешивании гипса и мелкоизмельченного клинкера. Для стойкости к негативным условиям могут применяться и дополнительные добавки. Кроме того, портландцемент насыщен минеральными добавками.

Эти минеральные компоненты делят портландцемент на следующие разновидности:

  • С повышенной отдачей тепла;
  • Устойчивый к высокой влажности;
  • Состав, который быстро твердеет;
  • Пластифицированный;
  • Устойчив к воздействию различных химических веществ;
  • Средней временной отрезок застывания.

Поребрики длиной 3 и 6 м обязательно армируются. 1 погонный метр весит 95 кг. На тротуарный бордюр рассчитана меньшая нагрузка, соответственно вес 1 погонного метра составляет 35 кг.

Срок службы и размеры

Служба бортового дорожного камня зависит от множества факторов. Срок эксплуатации зависит от качества сырья. Гранитные поребрики считаются самыми долговечными.

Длительность службы обусловлена местом применения, нагрузкой и техникой установки. Как правило, дорожные служат меньше, чем садовые или тротуарные. Средний срок эксплуатации службы поребриков около 10 лет.

У бордюра и бордюрного камня размеры зависят напрямую от области применения. Самыми усиленными и прочными являются бордюры для дорог и автомагистралей. В длину поребрики изготавливаются от 50 см до 100 см. В ширину — от 8 см до 45 см. При производстве соблюдаются все требования ГОСТа.

Общие требования, предъявляемые к бортовым камням

ЖББК в соответствии с ГОСТ 6665-91 должны отвечать следующим требованиям:

  • Каждое стандартное изделие имеет прямоугольную форму, скос с одной стороны и шероховатую поверхность.
  • Погрешность габаритных размеров может составлять порядка 0,6 или 1,0 см (по длине в зависимости от протяженности изделия); 0,4, 0,5 или 0,6 см (по высоте); 0,4 или 0,6 см (по ширине). Отклонения в плане перпендикулярности торцевых и прилежащих к ним поверхностей могут быть около 0,4 или 0,5 см (это зависит от высоты камня).
  • При производстве изделий используют материалы исключительно высокого качества. Это касается и цемента (марка М500), и гранитной крошки, и песка, и воздухововлекающих добавок. Только так можно добиться высоких показателей по износостойкости, прочности, долговечности, а также устойчивости к значительным нагрузкам механического характера и разнообразным внешним факторам.

На заметку! Для камней, имеющих длину 1,0 метр, используют мелкозернистый бетон; а изделия, протяженность которых составляет 3,0 и 6,0 метров, производят из тяжелого бетона.

  • Производство изделий происходит способом вибрационного прессования (полусухого) с помощью специального оборудования.
  • Класс бетона, который определяется в зависимости от прочности на сжатие, должен быть либо В30, либо В22,5.
  • Не допускается наличие трещин на поверхности изделия. Исключение составляют едва заметные поверхностные раковины, имеющие длину до 5 см и ширину около 0,01 сантиметров (не более). Количество трещин на 1 квадратном метре поверхности камня не должно быть больше, чем 5 штук.
  • Касательно морозостойкости марка бетона предусмотрена следующая: F300 (для районов с температурами окружающего воздуха ниже -45 градусов), F200 (от -15 до -45 градусов включительно), F150 (от -5 до -15), F100 (от 0 до -5).
  • Цвет изделий предусмотрен только серый (причем, равномерный по всей глубине).

Важно! Окраска бордюра в какой-либо цвет является нарушением

  • Бордюрный камень должен быть закреплен надежным образом. Поэтому его заглубляют на ⅔ высоты изделия в целом.
  • Для удобства погрузки/выгрузки и монтажа бордюрных блоков, имеющих значительный вес, предусмотрены специальные петли.
  • Изделия должны иметь низкую гигроскопичность, чтобы в процессе кристаллизации воды они сохраняли свою целостность и не разрушались. Так, водопоглощение для камней из мелкозернистого бетона должно быть порядка 6%, а из тяжелого всего 5%.
  • Армирование обязательно для изделий, имеющих длину от 3 метров и больше.
  • Для магистральных дорог высота бордюрного камня должна составлять 45 см, а для внутриквартальных проездов – 15/18 см.

Инструмент для укладки бесшовного покрытия

  • Смеситель-миксер для приготовления рабочего состава.
  • Весы для дозирования компонентов – лучше всего электронные.
  • Ведра или тачка для транспортировки смеси к месту укладки.
  • Полутерки, ракели или прави́ла для разравнивания смеси.
  • Гладкие валики для уплотнения уложенного состава.

По окончанию работы весь инструмент легко очистить спустя несколько часов после схватывания смеси. Она легко отстает от пластикового и полиуретанового инструмента.
Дополнительно можно применять для очистки скипидар или уайт-спирит. Металлические лопасти миксера можно обжечь газовой горелкой.

Монтаж на песчаное основание

Если грунты на участке не склонны к интенсивному пучению, можно произвести установку бордюра или поребрика непосредственно в песок. Такой способ монтажа подразумевает применение песчаной засыпки. Внизу основание закрепляется при помощи щебеночной подушки. Слой дробленого камня должен составлять не менее 15 см. Далее укладывается 5 см песка. После того как камень установлен, свободные места в полости траншеи засыпаются щебнем до верха. При правильно выбранной глубине засыпки можно не беспокоиться о том, что на протяжении нескольких месяцев бордюрный камень будет сохранять необходимое положение. Однако, рассматривая этот способ монтажа, нужно обязательно помнить о том, что это временная мера, а не полномасштабное решение всех проблем.

Укладка плитки с заглублением

Обустройство дорожки из тротуарной плитки на даче без бордюров может выполняться методом заглубления.

Подготовительные работы

Технология монтажа с заглублением плитки в грунт подходит только для ровных участков. По периметру закрепляются колышки и протягивается шнур. С размеченного участка снимается не меньше 30 см верхнего слоя почвы.

Углубление поддается выравниванию с помощью граблей или лопаты, а траншею делают под уклоном 5 мм на каждый метр длины. Чтобы предотвратить проседание плитки, почву подвергают увлажнению и трамбовке. Для этих целей можно задействовать ручной инструмент или каток.

Дальше высыпается песок слоем 7 см, выравнивается и увлажняется. Жидкость нужно вносить до тех пор, пока не образуются небольшие лужи. Через пару часов подушка еще раз выравнивается и трамбуется. Дальше вносится смесь песка и цемента. Ее засыпают до уровня размещения шнурка.

Укладка плиточных элементов

Завершив этап подготовки, можно переходить к монтажу плитки. Перед этим между колышками по периметру нужно натянуть нить, которая будет обозначать верхнюю кромку элементов мощения

В первую очередь выкладывается крайний ряд (важно убедиться, что он не касается шнура)

Последующие элементы мощения фиксируются от себя, чтобы не повредить подушку из цемента и песка. Элементы трамбуются с помощью резиновой киянки путем легких постукиваний. Это позволит предотвратить растрескивание материала. При сильном проседании плитки под нее вносят смесь из цемента и песка.

После завершения кладки производится засыпка межплиточных швов. В этом случае дорожки равномерно высыпаются песком, а остатки состава сметаются в швы. Подушка увлажняется и просушивается, после чего вносится смесь из песка и цемента.

С помощью такой технологии можно обустроить надежную поверхность с повышенной прочностью.

Советы

В заключение рассмотрим несколько советов, которые помогут Вам правильно выполнить монтаж:

  • После застывания рекомендуется выровнять края плитки — для этого подойдет циркулярная пила с диском, который хорошо работает с твердыми материалами. Закругление краев нужно обязательно сделать в том случае, если бордюр обладает сложной формой.
  • Работы следует проводить в теплое время года при положительной температуре воздуха и отсутствии осадков. В случае осадков и на морозе работы проводить не рекомендуется, поскольку это может размягчить цементную смесь, что сделает бордюр хрупким и ненадежным.
  • В случае избыточного увлажнения участка рекомендуется заранее спланировать подземный дренаж. При необходимости можно сделать отверстия в бордюре для удаления лишней воды. Сделать дырки можно с помощью обычной дрели с усиленным наконечником для работы с бетоном.

Как вам статья?

Мне нравитсяНе нравится

Виды бортового камня

Разнообразие этого типа дорожно-строительного материала, предлагаемого сегодня на рынке, очень велико. При желании, вы сможете найти бортовые или бордюрные камни самой различной формы, поперечного сечения, размера и цвета, изготовленные из бетона, натурального или искусственного камня, из керамических материалов или из композитных смесей с добавлением пластических масс.


Они различаются, прежде всего, своими размерами. Дорожный камень, как правило, большей длины, массы и площади поперечного сечения, чем тротуарный бордюр. Кроме этого, при изготовлении таких материалов используют стальную арматуру, которая придает им повышенную прочность и долговечность.

Преимущество же тротуарных изделий заключается в большом разнообразии применяемых материалов, цветовых оттенков, форм, размеров. Кроме того, они более подходят для тех случаев, когда выполняется установка бордюров своими руками, а не путем привлечения строительной бригады. Их наиболее часто используют при обрамлении тротуарных дорожек, площадок во дворах частных домов, оформлении клумб и других садовых насаждений.

Маркировка

Маркировка изделия представляет собой буквенно-цифровое сочетание:

  • Первые две буквы обозначают тип камня: БР – бордюр рядовой; БВ – выездной (имеет скошенный борт); БЛ – лотковый (предназначен для отвода воды); БК – криволинейный (у него верхняя часть скошена); БУ – с уширением; БУП – с прерывистым уширением.
  • Далее следуют значения длины, высоты и ширины (или толщины) бордюрного блока (они указаны в сантиметрах).
  •  Следующие цифры (в метрах) соответствуют радиусу кривизны (в том случае, если блок имеет криволинейную конфигурацию).

Буквы и римские обозначения чисел, указанные в конце маркировки гласят о классе напрягаемой арматуры.

То есть, если мы видим маркировку БР 300.30.15, то это обозначает рядовой камень, длина которого составляет 300 см, высота – 30 см, а толщина – 15 см. Другой пример: БК 100.30.18.12 – это блок с криволинейной конфигурацией, протяженность которого 100 см, высота – 30 см, толщина – 18 см, а радиус кривизны – 12 метров. И еще один: БР 600.30.18-А-IV – это камень с длиной в 600 см, высотой – 30 см, шириной – 18 см и классом напрягаемой арматуры – А-IV.

Важно! Маркировку блока наносят на его торцевую поверхность: для этого используют специальную краску

Как поставить на песок

Если грунты не склонны к пучению, можно обойтись без бетона. Так поставить можно только поребрики — бордюр для пешеходных дорожек или ограждение для клумбы, цветника. При всем при этом такой способ установки не дает гарантии того, что дорожка не будет разрушена. Технология установки аналогично описанной выше до того места, где надо укладывать бетонный раствор.

Схема установки бордюра с водосточным желобом

Под поребрик укладывается только щебень и хорошо трамбуется. Толщина слоя должна быть не менее 15 см. После того как вставили бордюрный камень по уровню, промежуток между боками камня и стенками траншеи заполняется тем же щебнем и хорошо трамбуется. При таком методе установки, свернуть ограждение можно даже если на него наступить под неудачным углом. Но как временный вариант — на несколько месяцев — такой способ установки подойдет.

Как правильно подготовить бордюр для его укладки по краям криволинейных дорожек?

При оформлении криволинейных садовых дорожек с крутыми поворотами бордюрный камень приходится резать. Для этой цели в основном используются углошлифовальные машины (УШМ, «болгарки») с алмазным кругом по бетону или гильотины, рассчитанные на раскалывание изделий из натурального или искусственного камня. Частные застройщики чаще всего применяют УШМ, с помощью которой можно сделать аккуратный рез. Но при работах с ней необходимо быть предельно осторожным и использовать средства защиты для рук и глаз. Гильотиной резать проще и безопасней, но в домашних мастерских такого оборудования нет, а приобретать его для проведения разовых работ слишком дорого.

Если дорожка делает плавные повороты, то поребрики не режут. Зазоры между ними заполняют цементно-песчаным раствором.

Процесс укладки тротуарной плитки не является сложным. Чтобы получить качественное и долговечное покрытие, достаточно просто правильно соблюдать технологию укладки, которая включает установку такого элемента, как бордюр. Рассмотрим подробнее, что собой представляет такая конструкция и для чего она служит.

Первое, что приходит на ум, когда отвечаешь на такой вопрос – для чего служит бордюр, так это для декоративности. И, действительно, бордюр при укладке тротуарной плитки создает дополнительный декоративный и законченный вид готовому покрытию. Ведь сложно себе представить тротуар без этого элемента. Он настолько стал для нас привычным, что его отсутствие вызывает ощущение какой-то недоработки.

Применение бордюра

  1. Дорожный, характеризуемый как бетонный сборный, – продукт серого цвета, имеющий шероховатую поверхность. Лицевая сторона данного бордюра отличается тем, что на ней нанесена своеобразная ватерлиния, которая служит ограничительной чертой подъема сточных вод. В соответствии с ГОСТом 6665-91 дорожный бордюр должен иметь длину 1 000 мм, высоту 300 мм и ширину 150 мм.
  2. Магистральный – бортовой камень с наклонным профилем, что позволяет коммунальным службам производить уборку проезжей части более комфортно. Обычно такой бордюр укладывается в населенных пунктах, но не редки случаи его использования при строительстве магистралей за городом. Длина магистрального бордюра составляет – 1 000 мм, ширина – 180 мм, ширина – 300 мм.
  3. Радиусный – находит свое применение на тех участках дороги, где проезжая часть закругляется без превышения радиуса в 10 м. Длина изделия может доходить до 1 000 мм при условии, что она не будет меньше 780 мм, ширина – 300 мм, высота – от 300 до 320 мм.
  4. Имеющий скошенный профиль – бордюр, устанавливаемый в местах заезда транспортных средств на тротуары, а также там, где наличествуют парковки.

Где устанавливают резиновый бордюр и его основные достоинства

Резиновый бордюр используют не только в сочетании с резиновыми настилами. Он прекрасно сочетается и с покрытиями обычными. Идеально подходит для установки в составе покрытий следующих элементов:

  • детских игровых и спортивных площадок, песочниц;
  • открытых парковок при частных домах в качестве ограничителя отката автомобилей;
  • дачных тропинок и аллей;
  • беговых и велосипедных дорожек.

Бордюр, называемый резиновым, в действительности изготавливается из ЭПДМ крошки. Его привлекательность обеспечивается такими качествами, как:

  1. Антискользкость.
  2. Травмобезопасность.
  3. Экологическая чистота.
  4. Эластичность.
  5. Способность поглощать удары и противостоять им.

Кроме того, эти изделия характеризуются:

широкой цветовой палитрой, включающей в себя три десятка цветов;

  • высокой износостойкостью;
  • температурной устойчивостью;
  • легкостью очистки ото льда;
  • стойкостью к агрессивным веществам;
  • большой долговечностью, составляющей порядка 15 лет.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitter
Напишите комментарий