Проекты планировки и межевания линейных объектов

Образец проекта межевания территории — стоимость проекта

Межевание территории — один из составных элементов должного порядка оформления. Это процесс с большим количеством формальностей, и им должны заниматься только профессиональные (обязательно лицензированные) проектные предприятия. О том, что такое этот план, и как он составляется, мы расскажем далее.

  • будущие красные линии, отмеченные в плане предварительной планировки;
  • линии допустимого отступа от намеченных красных линий в дальнейших целях определения расположения допустимого размещения в садовом товариществе строительных сооружений;
  • границы образуемых по плану и изменяемых наделов на кадастровой схеме, предварительные номера образуемых земель;
  • границы линий объектов культурного наследия;
  • пределы зон с особыми предписаниями использования земель;
  • намеченные границы участков действия публичных/частных сервитутов.

Состав

В состав проектов планировки и межевания входят основные данные относительно территории, где будут проходить интересующие линейный объекты.

Дополнительно к ней приводится обосновательная часть, где непосредственно отражены причины и документы, на основании которых допускается располагать объекты именно таким образом.

Основная часть

Основная часть проекта может содержать данные различного характера, которые по своему описанию будут несколько отличаться в зависимости от того, какой объект отображается на плане и для каких целей он будет использоваться в процессе своей непосредственной эксплуатации.

В большинстве случаев проект планировки будет включать в себя следующие данные:

  • Общую информацию относительно того, каким образом осуществляется размещение линейного объекта с указанием наименований населенных пунктов и более мелких территорий (улиц, кварталов);
  • Функционально-планировочную организацию территории;
  • Данные об имеющихся коммуникациях, которые уже проложены на территории;
  • Информацию обо всех имеющихся строениях капитального характера, которые расположены на территории;
  • Определение границ той территории, на которой непосредственно будет располагаться интересующее сооружение;
  • Графическое отображение имеющихся коммуникаций на территории земли;
  • Отображение информации относительно того, какой состав недр имеется на данной территории.

Такая информация необходима для того, чтобы прокладывать коммуникации и прочие линейные объекты с учетом особенностей территории для того, чтобы эксплуатация будущих сооружений осуществлялись с упором на технические возможности расположения и пользования ими.

Материалы по обоснованию основной части

Непосредственными материалами, которые являются обоснованием к приложенному проекту, являются графическая часть, если она требуется к отображению, и текстовая.

По своей сути обосновательная часть содержит не только объяснение, почему допускается размещать объект линейного характера таким образом, но и содержит более точные данные относительно того, каким образом он проходит, и его основные характеристики, имеющие значение как для возведения самого объекта, так и для существующих зданий и сооружений линейного характера.

Для каких целей можно использовать проекты ППТ и ПМТ

Проекты, о которых мы ведем разговор, могут оказать существенное подспорье, например, при подготовке участка к строительству. Их можно использовать как базу не только на застроенных участках, имеющих инфраструктуру, но и на пустых, неосвоенных, только что выделенных землях.

При строительстве приходится учитывать не только состав и рельеф почвы, но и возможность гармонично «вписать» вновь построенный объект в стиль застройки, предусмотренный градостроительным планом. Для этого и нужна проектная документация, которая способна учесть все нюансы будущего строительства.

Кроме застройки территории, ПМТ можно использовать для выделения любой доли в совместной долевой собственности при отсутствии регистрации в кадастре.

Таким образом, документ может понадобиться в случае установления границ доли земельного надела в совместной долевой собственности, обособления площади, отчужденной в процессе обременения.

Если именно такие причины побудили заказать документы подобного рода, то их можно заказать и получить по волеизъявлению собственников земли и использовать землю наиболее продуктивно.

Если вы хотите разделить один большой участок на несколько маленьких, вам также потребуется межевой проект. Все поправки и изменения при проведении геодезических работ будут отражаться в учетных записях и вноситься в межевой план. И при подготовке проекта межевания оперировать будут только ими.

Межевание земельных наделов является обязательным условием для таких правовых действий как:

  • регистрация сделок с землей;
  • уточнение границ;
  • оформлением прирезки;
  • земельных спорах и др.

По результатам геодезических работ будет сформирован межевой план, который в дальнейшем станет документом – основанием при проведении кадастрового учета (подробнее о том, что такое кадастровый учет). Этот документ является обязательным, а межевой проект – вспомогательным. Но в проекте содержатся ключевые сведения о наделе земли, базирующиеся на межевом плане.

И последнее. Что бы мы ни говорили, подготовка проектов планировки и межеваний территории будет реальной помощью при разрешении земельных споров в случаях спорного разграничения территорий. Межевой проект является документом, официально подтверждающим землевладение каждого из дольщиков. Кадастровая регистрация общего участка производится под одним кадастровым номером (узнайте, какие сведения можно получить по кадастровому номеру). Отдельные доли участка не вносятся в кадастр, и свидетельствовать об их принадлежности какому-либо лицу может только ПМТ.

Зачем нужны проекты межевания и планирования

Регулируется ст. 42–43 ГрК РФ. В статьях прописан перечень причин, на основании которых нужно оформлять проект планировки и межевания участка. В частности, он помогают определить границы, выделить части и др.

Для образования земельных участков

Под «образованием» понимается разделение одного большого участка на более мелкие составляющие. Например, отделение обремененной части из общей земельной территории.

Составлять план межевания необходимо, если нужно выделить часть из земли, предоставленной муниципалитетом для садоводческого, дачного товарищества (далее СНТ) или иной некоммерческой организации. В ситуации, когда отдельные физические лица, участники СНТ желают иметь собственную территорию, необходимо сначала составить соответствующий проект, затем заняться межеванием земли.

Существует исключение, которое распространяется на СНТ. Если до 2018 оформлялся и утверждался проект застройки, то территория разделяется в соответствии с ним. Поэтому заниматься межеванием участка не надо (ФЗ № 66). Норма действительна до 2020 года.

Возможно образование абсолютного нового земельного участка, если муниципалитет примет решение передать территорию во владение конкретного лица (ст. 29 ЗК РФ). Для этого составляют проект межевания.

Для установления красных линий

Проекты помогают установить границы и выделить конкретные объекты, находящиеся на территории (ст. 42–43 ГрК РФ). Осуществляется это благодаря специальным красным линиям. На проекте ими обозначаются границы участков общего пользования. К ним относятся парки, скверы, улицы.

Красными линиями обозначают и границы, на которых располагаются различные коммуникации, например, авто и железные дороги, трубопровод и линии электропередач.

Для получения разрешения на строительство

Невозможно получить разрешение на строительство, не предоставив соответствующий утвержденный проект межевания земли, потому что план подтверждает, что:

  • законодательные требования, касающиеся градостроительства, соблюдены;
  • строение возводится на ЗУ, категория которого этого не запрещает.

Если гражданин представил проект межевания, то он предотвратил возможность дальнейшего сноса дома и получению штрафа в размере 5 тыс. руб в соответствии со ст. 9.5 КоАП РФ.

Согласование

Предпоследним этапом идет согласования составленного проекта. Этот шаг весьма важен, так как он затрагивает интересы не только местной администрации, но и частных лиц, а также юридических организаций. Согласование подразумевает формирование специальной комиссии, которая рассмотрит все предоставленные документы, а также результаты проведения топографической съемки и вынесет свой вердикт.

Согласование может проходить в один этап в виде публичных слушаний, но в некоторых случаях требуется проведение и вторичной процедуры. Такой порядок нужен в тех случаях, когда речь идет о проектировании территории, являющейся общей долевой собственностью. При таком владении не обойтись без участия дольщиков, которые также должны выразить свое мнение о подготовленном ПМТ. Дольщики допускаются к голосованию уже после публичных слушаний, с учетом всех внесенных корректировок.

На последнем этапе ПМТ согласовывают коммунальные службы, которые впоследствии будут предоставлять свои услуги в обустроенные объекты недвижимости.

В каких случаях разработка проектов планировок обязательна

В настоящее время разработка ППТ и проекта межевания территории (ПМТ), в обязательном порядке осуществляется в рамках процедуры комплексного развития территории (КРТ). 

Но при этом необходимо отметить, что в соответствии с судебной практикой межевание участков, размещение объектов, не требующих разрешения на строительство, в зоне КРТ, предусмотренной в правилах землепользования и застройки (ПЗЗ), в ряде случаев возможны без проекта планировки. 

Так, например, судами признается допустимым раздел участка, включенного ПЗЗ в зону КРТ, до разработки проекта планировки территории и принятия решения о КРТ. Логика проста: процесс принятия решения о КРТ уполномоченным органом может занять годы или такое решение может быть вообще не принято – правообладатель участка не должен находиться в подвешенном состоянии неопределенный период времени. 

В Градостроительном кодексе установлен также перечень иных ситуаций, в которых подготовка проекта планировки территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной, а именно:

при изъятии земельных участков для государственных или 

муниципальных нужд;

  • если имеется необходимость в установлении, изменении или отмене красных линий (например, при разработке улично-дорожной сети между кварталами);
  • при строительстве или реконструкции линейных объектов;
  • в случае образования земельных участков, которое производится только в соответствии с проектом межевания территории (так образуются, например, участки для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, предоставленные юридическим лицам; участки в границах квартала или микрорайона, застроенного многоквартирными домами);
  • при размещении объекта капитального строительства на территориях двух и более муниципальных образований, имеющих общую границу.

Но, как говорится, у каждого правила есть исключения

Так, не для всех линейных объектов актуально требование о разработке проекта планировки. Например, разработка ППТ линейного объекта не нужна, если размещение такого объекта планируется на земле, находящейся в государственной или муниципальной собственности, и при этом не требует ее предоставления третьим лицам и установления сервитутов. 

Кроме того, Постановлением Правительства РФ № 1816 от 12.11 2020 г. установлен довольно широкий перечень линейных объектов с различными характеристиками, строительство которых допустимо в отсутствие ППТ. 

В целом, проект планировки территории нужен всегда, когда предполагается крупный строительный проект, сопряженный с образованием (изменением) вышеуказанных элементов планировочной структуры, установлением улично-дорожной сети (красных линий). 

Согласно разъяснениям, данным Верховным судом, разработка ППТ может потребоваться и для участка с разрешенным использованием под ИЖС в том случае, если будет установлено, что по факту правообладателем планируется осуществление строительства целого коттеджного поселка (застройка большого количества смежных участков). В таком случае ППТ необходим в силу закона, поскольку речь идет об образовании элемента планировочной структуры населенного пункта (как минимум, квартала), в котором не обойтись без улично-дорожной сети.

Также разработка ППТ потребуется, если необходимость в дополнительном градостроительном регулировании использования территории вытекает исходя из самого существа отношений землепользования (как, например, в случае освоения и развития территории, на землях СНТ и ДНП, в проектах многоквартирного строительства). Вместе с тем, ППТ не может противоречить в части такого регулирования ПЗЗ (но процедуры разработки ППТ и внесения изменений в ПЗЗ могут происходить параллельно). 

Как правило, разработка ППТ в Москве осуществляется в отношении больших по площади территорий (от нескольких гектаров), нежели в Московской области и других регионах, где проекты планировки могут затрагивать гораздо более скромные по размеру участки. Решение о разработке проекта планировки территории может быть принято, в том числе, по инициативе правообладателя участка.

Стадии и сроки формирования проекта межевания территориальной зоны

Документ, содержащий проект, разрабатывается в результате совершения ряда взаимообуславливаюших действий. Так, алгоритм создания проекта может включать 3 основные стадии.

  1. Распоряжение уполномоченного государственного органа на разработку проекта межевания зоны

    Распоряжение о подготовке проекта принимается главой местной администрации.

    Поводом для такого решения могут послужить следующие обстоятельства:

    • Инициатива органа местного самоуправления.
    • Заявление арендатора земельных участков.
    • Письменное предложение иных заинтересованных лиц.

    Принятое решение подлежит опубликованию в течение 3 дней с момента его принятия. Одновременно с опубликованием документ размещается на официальном сайте муниципального образования.

  2. Разработка проекта

    Исполнитель

    Подпишитесь на рассылку

    Работы по проектированию осуществляются кадастровыми инженерами государственных органов или специализированными юридическими лицами.

    Организации получают право на создание проекта посредством заключения муниципального контракта в соответствии с Законом “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

    Исключение из общих правил предусматривает заключение соглашений с лицами, проводящими проектирование на арендуемых территориях, предназначенных для комплексного освоения в целях жилищного строительства, и зонах, в отношении которых заключен договор о развитии застроенной территории.

    Содержание проекта

    Проект межевания включает основную часть и материалы по ее обоснованию. Разработка проекта межевания территории включает работы по подготовке расчетных материалов, графической документации, обоснованию точек границ земель, технических и экономических показателей межевого проекта.

    Средняя продолжительность проектировочных работ занимает от 2 до 4 недель. Вся созданная документация должна отвечать требованиям, предъявленным градостроительным законодательством. Готовый проект подлежит согласованию участниками долевой собственности на земли.

    Все лица, участвующие в процедуре согласования приглашаются посредством извещений. Данные о проведении согласования подлежат опубликованию в печатных средствах массовой информации.

    Требования к межевому проекту

    Перечень критериев соответствия документации нормам, регламентированным отечественным законом, содержится в Приказе Минэкономразвития России от 03.08.2011 N388.

    Они утверждают типовую форму проекта и регламентируют наличие в проекте:

    • сведений о заказчике;
    • сведений об исполнителе проекта;
    • пояснительной записки;
    • исходных данных земель;
    • данных о создаваемых частях участка;
    • информации о доступе к участкам;
    • графического плана, который содержит проектный план;
    • приложения, включающего в себя:
      • o возражения заинтересованных лиц, касающиеся размера и местоположения границ рассматриваемых территорий и их долей;
      • заключения кадастрового инженера относительно поступивших возражений;
      • заключения кадастрового инженера об отсутствии возражений;
      • копии правоустанавливающих документов на землю;
      • копии извещений о проведении согласования проекта межевания.
  3. Согласование проекта с местными органами власти

    Проверка проекта органами власти, осуществляющими контроль в области градостроительства и архитектуры, продолжается на протяжении 30 дней со времени его предоставления.

    В процессе ознакомления и анализа предоставленных данных должностные лица проверяют соответствие проекта нормам:

    • технических регламентов;
    • сведений, касающихся территориального планирования;
    • правил землепользования и застройки.

    После проверки муниципальный орган назначает дату проведения публичных слушаний, на которых будут рассматриваться предложенные проекты планировки и межевания.

    Такие решения публикуются в печатных и электронных источниках информации. Заинтересованные лица получают извещения о проведении слушаний, где указывается дата и время мероприятия.

    Закон не запрещает присутствия на слушаниях всех заинтересованных лиц, правообладателей земельных территорий и построек, расположенных на них, а также лиц, проживающих на территориях земель, в отношении которых были разработаны проекты межевания.

    Результатом проверки документации по межеванию является:

    1. Решение о направлении бумаг по планировке и межеванию главе поселения.
    2. Решение об отклонении проекта и его возвращении на доработку.

    Одно из этих решений публично оглашается на слушаниях, проводимых муниципальными органами власти.

Проект межевания территории линейного объекта (+ образец проекта)

Говоря о «линейных объектах» (далее – ЛО), законодатель не дает нам четкого юридического определения.

Федеральный закон «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» от 21.12.2004 N 172-ФЗ понимает под ЛО дороги (автомобильные и железные), линии электропередач, нефте-, газопроводы и иные подобные сооружения.

Градостроительный кодекс дает перечень ЛО в п.10.1 ст.1 – линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, автодороги, ж/д линии и иные объекты.

В каждом из приведенных нормативно-правовых актов осталась недосказанность. К ЛО можно причислять и линии метрополитена, и мосты, и туннели и т. д.

Как можно понять из законодательных актов, линейными объектами могут быть самые разные сооружения, как по назначению, так и по виду. Их отличие от остальных объектов – протяженность. Это и склады, и газо-, нефте-, путепроводы, и линии связи, и другие сооружения. Эти сооружения могут быть и наземными, и располагаться под землей. Для основной массы таких объектов, как правило, наземных, требуется обязательное оформление земли под застройку. Для процедуры оформления земель под ЛО есть характерные особенности. Основные затруднения заключаются в том, что протяженность таких объектов очень велика, и железная дорога, например, или федеральная трасса могут проходить через земли СНТ (садоводческих товариществ), садовых участков, сельскохозяйственные, пашенные наделы, то есть земли самых разных владельцев – от собственников земли до пользователей наделов.

Если смотреть с точки зрения обывателя, то кажется, что при строительстве автомагистрали или газопровода нужно было бы заключить договор аренды части надела со всеми собственниками, но на деле все происходит иначе.

Если земли муниципальные и объект тоже, то подписывается акт о выборе участка под ЛО, и эта земля исключается из муниципальной собственности (читайте,как взять в аренду муниципальную землю). Если ЛО имеет собственника, то для его строительства требуется согласие владельцев земель, через которые он будет проложен. С ним будет заключаться договор аренды с условием бессрочной эксплуатации. Следующим этапом будет подготовка ПМТ и регистрация в кадастре. Затраты застройщика такого ЛО существенно возрастут за счет компенсации издержек владельцам з/у.

Если ЛО предполагается построить на с/х землях, то сначала придется выделить нужный надел, то есть заняться перераспределением земель, зарегистрировать преимущественное право, а только потом составлять договор аренды.

Проектирование и межевание при строительстве ЛО, регламентированы ст. 89 – 91 ЗК РФ.

Образец ППТ И ПМТ линейного объекта (автомобильная городская дорога)

Статья 51 ГрК РФ

1.1) при наличии соглашения о передаче в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос», органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления полномочий государственного (муниципального) заказчика, заключенного при осуществлении бюджетных инвестиций, — указанное соглашение, правоустанавливающие документы на земельный участок правообладателя, с которым заключено это соглашение;

Рекомендуем прочесть: Губернаторская стипендия тюмень 2019

12.2. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в тридцатидневный срок осуществляет проверку соответствия выданного разрешения на строительство ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории, и в случае выявления нарушения ограничений использования объектов недвижимости, установленных на приаэродромной территории, направляет в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственную корпорацию по космической деятельности «Роскосмос» предписание о прекращении действия разрешения на строительство.

Какие сведения являются существенными в ППТ и ПМТ

Содержание проекта планировки установлено частями 2 – 6 статьи 42 Градостроительного кодекса.

Проект планировки территории формируется из двух частей: основной части, утверждение которой является обязательным, и сопутствующих материалов, являющихся ее обоснованием.

Основная часть включает в себя:

  • графическое отображение планировки территории;
  • правила для размещения объектов;
  • характеристики развития, которое планируется на будущее, в том числе и плотность, и параметры застройки территорий;
  • характеристики развития систем обслуживания и обеспечения, необходимых для планомерного развития территории.

Материалами, служащими обоснованиями проекта планировки территории, являются чертежи и пояснения.

Пояснительная записка содержит описание положений относительно параметров строительства, систем транспортного обслуживания и технического обеспечения, которые необходимы для развития и иных нюансов

Проект планировки служит базисом для разработки проекта межевания территории.

Например, так выглядит проект планировки одного из районов города Вологды:

А вот так будет выглядеть проект межевания того же района, который мы рассматривали выше:

Структура проекта межевания территории

Структура любой проектной документации является нормативной и состоит из текстовой и картографической части. В этом проект ПМТ не является исключением.

Первая часть носит описательно-информационный характер и характеризует направления межевания, проектируемого на конкретном участке.

В ее состав входят:

  • титульный лист с указанием данных заказчика и исполнителя;
  • сведения о наделе земли;
  • нормативы, на основании которых работы были выполнены;
  • табличные приложения, в которых описана процедура проведения геодезических работ;
  • пояснительная записка с изложением частных случаев при проведении работ, которые не были включены в табличную часть.

В графическую часть проекта включен детальный план местности с нанесенными межевыми границами.

https://youtube.com/watch?v=fdSRUO7vk0E

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitter
Напишите комментарий