Как сделать плиты бетонные тротуарные и произвести их монтаж, основные разновидности

Состав бетона для тротуарной плитки

Качественные характеристики тротуарной плитки во многом зависят не только от соблюдения технологии изготовления покрытия, но и от состава бетона.

На сегодняшний день при изготовлении плиточного покрытия используется несколько вариантов бетонных смесей, состав которых может варьироваться в зависимости от объёмов производства.

Самостоятельное изготовление тротуарной плитки на основе бетона предполагает применение раствора, состоящего из следующих компонентов:

  • Портландцемент марки М500 с содержанием СЗА-трехкальциевого алюмината на уровне 5-8%, что позволит обеспечить материал достаточной прочностью и высоким уровнем сопротивления к агрессии сульфатного характера.
  • Песок, являющийся мелкофракционным заполнителем. Лучше всего зарекомендовал себя речной песок, который предварительно требуется просеять с целью удаления посторонних предметов, мусора и обеспечения достаточных показателей рассыпчатости.
  • Щебень или гранитная крошка в качестве крупного заполнителя, позволяющего значительно улучшить показатели прочности и повысить уровень морозоустойчивости изготавливаемой плитки. Оптимальным вариантом является использование промытого сырья фракции 0,5-1,0 см с классом морозоустойчивости 1000 и выше. Стандартное количество игольчатых и пластинчатых фрагментов не должно быть более 25% от общего объема.
  • Пластификаторы, улучшающие показатели прочности и износостойкости готового материала. Правильно подобранный компонент позволяет улучшить эластичность раствора, увеличить адгезию, предотвратить расслаивание раствора и растрескивание готовой плитки, а также придаёт строительному материалу влагоотталкивающие свойства. При самостоятельном изготовлении пластификаторы могут быть представлены поливинилацетатным клеем, куриным белком, жидким мылом, гашеной известью, стиральным порошком или специальными готовыми составами. Для повышения уровня прочности можно воспользоваться стеклянными или полиамидными волокнами и фиброволокном.
  • Жидкая составляющая бетонного раствора для самостоятельного изготовления тротуарной плитки представлена чистой водой.

Немаловажную роль при составлении бетонной смеси играют красящие пигменты, придающие готовому строительному материалу внешнюю привлекательность. Оптимальный вариант таких пигментов представлен неорганическими оксидами.

Следует помнить, что при необходимости получить большое количество плитки, рекомендуется приобрести достаточное количество цемента из одной партии и не менять производителя, так как в противном случае возникает риск получения отделочного материала с выраженными отклонениями в оттеночной гамме.

Стандартные размеры тротуарных плит

Если раньше существовал четкий ГОСТ практически на всю выпускаемую промышленностью продукцию, сегодня все гораздо сложнее. Производители вольны поступать как им удобно, габариты подгоняются не под общие категории, а под собственные нужды. Кто-то экономит сырье, у другого импортная линия со своими единицами измерения, третьему важнее форма. Сейчас с помощью тротуарной плитки можно создавать любые рисунки. В результате нынешняя тротуарная плитка может иметь самые разные размеры.

Варианты укладки плитки “Старый город” найдете тут.

Производят современный продукт методом вибропрессования или вибролитья. Плитку, рассчитанную на усиленный износ, армируют металлической сеткой. От способа производства во многом зависят эксплуатационные характеристики.

Вас также может заинтересовать текстура брусчатки.

Толщина и ширина

От длины и ширины плитки в большей степени зависит визуальная составляющая покрытия и как удачно целый материал ляжет на место. Толщина же определяет конкретную сферу применения и является главным рабочим показателем, определяющим выбор. Из всего ассортимента продающих организаций можно выделить несколько востребованных категорий плитки:

Пешеходная для садовых

Толщина пешеходной – 30 мм, самый бюджетный вариант, предназначенный для мощения тротуаров, садовых дорожек, придомовой отмостки, зон вокруг крыльца, ступеней, под навесами, в беседках. Она не подходит для укладки подъездных аллей, так как просто не выдержит такой нагрузки. А вот с передвижением по ней пешеходов или детворы, на велосипедах, вполне справится. Если такой плиткой выложить пол вокруг уличного мангала или барбекю, получится и по деньгам приемлемо и технически оправдано. Технология укладки брусчатки описана здесь.

Универсальная

Толщина универсальной –  50 – 60 мм, стоит дороже, но и сфера использования шире. Она прекрасно выполнит функции пешеходной, если ею выложить двор, дорожки, парковые и другие зоны отдыха. Также ею смело можно застелить подъездную аллею, пол гаража, если предполагается въезд легкового автотранспорта или микроавтобусов и схожих с ними транспортных средств.

Монолитная для уличных дорожек

Толщина монолитной –  70 – 80 мм и более, сама дорого стоит и за работу с ней берут солидно. Предназначена для парковок, подъездных аллей для грузового транспорта, для тех зон, где постоянно высокая нагрузка. Зато ей не страшны никакие эксплуатационные условия, любой аврал она вынесет в рабочем режиме. Как класть тротуарную плитку рассказано по этой ссылке.

Для применения на личных участках и в садах, обычно используют плитку толщиной 30 – 60 мм.

Она доступна в плане стоимости и обладает всеми необходимыми параметрами. При соблюдении технологии укладки, она полностью выработает свой ресурс. Единственно, не стоит ее укладывать на подъездах и в других зонах, с высокими нагрузками.

Размеры поверхности

Длина и ширина плитки необходима для подсчета ее расхода, а зная расход, проще посчитать и все остальные материалы. При обилии производителей, точные размеры описать сложно, но реально примерно систематизировать данные исходя из формы плитки. Все размеры стандартные.

Квадратная

Квадратная. Максимальной популярностью пользуется квадрат 300 × 300 мм, за ней следует 350 × 350 мм и 400 × 400 мм. Массивные плиты 500 × 500 мм в частном хозяйстве применяются редко.

Прямоугольная

Прямоугольная. Всем известные «кирпичики» или «брусчатка», такую форму использовали еще на заре географии, но и сегодня она довольно актуальна. Выпускают такую плитку с обычно размерами 200 × 100 мм и 250 × 125 мм с незначительными отклонениями, зависящими от конкретного производителя. К этому советуем ознакомиться с вариантами укладки брусчатки.

Фигурная

Фигурная. Тут полет фантазии неограничен никакими рамками, но можно выделить следующий основные размеры: 295 × 295 мм, 200 × 168 мм, 120 × 180 мм, 120 × 190 мм.

Для подъезда автотранспорта не рекомендуется использовать не только тонкую, но и большую плитку. При наезде колесом край постоянно будет выдергивать из кладки, а вот фрагментарное покрытие дольше останется целым.

Что собой представляет пластиковая плитка для дорожек на даче изложено в данном материале.

МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ

3.1. Прочность бетона на сжатие и растяжение при изгибе следует определять по ГОСТ 10180 или ГОСТ 28570, или ГОСТ 17624, или ГОСТ 22690. При изготовлении плит, по способу или режиму уплотнения бетона приводящих к изменению его состава, следует применять поправочный коэффициент к прочности бетона контрольных образцов, устанавливаемый экспериментально в соответствии с ГОСТ 10180.

3.2. Морозостойкость бетона определяют по ГОСТ 10060.0 — ГОСТ 10060.4 или ГОСТ 26134 с насыщением образцов бетона плит, изготовленных по ГОСТ 10180, перед испытанием 5 %-ным водным раствором хлорида натрия.

При этом допускается снижение прочности бетона образцов на сжатие не более чем на 5 % и потеря их массы не более чем на 3 %.

3.3. Водопоглощение бетона плит определяют по ГОСТ 12730.3.

3.4. Истираемость бетона плит определяют по ГОСТ 13087.

3.5. Удобоукладываемость бетонной смеси (подвижность, жесткость) определяют по ГОСТ 10181.

3.6. Сварные арматурные изделия контролируют по ГОСТ 10922.

3.7. Размеры и положение конструктивной арматуры в плите, толщину защитного слоя бетона этой арматуры проверяют по ГОСТ 17625 или ГОСТ 22904.

3.8. Размеры, отклонения от прямолинейности и перпендикулярности плит, ширину раскрытия технологических трещин, размеры раковин, наплывов и околов бетона следует проверять методами, установленными ГОСТ 26433.0 и ГОСТ 26433.1.

Виды, производство, плюсы и минусы

Украсить свой участок можно плиткой любого размера, формы или расцветки. Но мало кто знает, что ее вид зависит не от выше перечисленных факторов, а от способа производства. Основные виды:

  1. вибролитая;
  2. вибропрессованная;
  3. полимерпесчанная.

Каждый из этих вариантов имеет свои достоинства и недостатки. Отличаются не только способом производства, но и стоимостью и способом укладки. Независимо от всего этого любую плитку можно класть самостоятельно.

Видео: Виды (формы) тротуарной плитки

Вибролитая

Изготовление плитки способом вибролитья является самым дешевым и простым вариантом. Раствором заполняют пластиковые формы и помещают на специальный вибростол. От вибрации раствор уплотняется, после чего форму отправляют в специальные камеру на сушку.

Сушка производится при высокой температуре. После чего ее достают и она готова к использованию. Процесс изготовления путем вибролитья длится не долго и не отнимает много ресурсов. За счет этого материал получается дешевым.

Для придания плитке определенного цвета, в раствор добавляется краситель (пигмент). За счет того, что такой способ производства довольно простой, то можно организовать мини завод прямо у себя в гараже.

Достоинства

Из основных плюсов этого варианта выделяются следующие:

  • Глянцевая поверхность с лицевой стороны;
  • Возможность применения любых красителей;
  • Минимальные расходы на производство, из чего вытекает дешевая стоимость.

Недостатки

Но и минусов у этого материала предостаточно. Из основных можно выделить:

  1. Прочность оставляет желать лучшего;
  2. Плохо переносит минусовую температуру;
  3. Короткий срок эксплуатации.

Основное назначение вибролитой плитки — частное домостроение. Ею выкладывают площадки возле дома, садовые дорожки.

Чтобы понять какого она качества, нужно взять в каждую руку по плитке и ударить их друг об друга. Если звук звенящий — материал отличного качества, глухой звук говорит о плохом качестве или о нарушении технологии.

Вибропрессованная

В отличии от предыдущего варианта, вибропрессованная получается более прочной. Достигается это за счет другой технологии производства. Заполненные раствором формы помещают под вибропресс.

Таким образом уплотнение достигается не только вибрацией, но и давлением. Происходит переуплотнение смеси и температурное воздействие не требуется.

Прессованная тротуарная плитка имеет достаточно плюсов, из которых можно выделить:

  • Устойчива к механическим воздействиям;
  • Возможность автоматизации производства;
  • Долговечность;
  • Морозоустойчива, не боится перепада температур.

Так же, как и с предыдущим типом, не обходится без недостатков:

  1. Небольшой выбор цветовой палитры;
  2. Малое разнообразие форм.

Вибропрессованная тротуарная плитка выдерживает нагрузку от легкового автомобиля, поэтому часто используется для обустройства подъезда к дому

Перед покупкой стоит обратить внимание на цвет изделия. Слишком яркие цвета говорят о том, что перед вами подделка, так как эта технология не позволяет добиться ярких оттенков

Полимерпесчанная

Современный вид тротуарной плитки. От своих собратьев отличается как способом изготовления, так и используемыми материалами. В полимерпесчанных плитках нет цемента. Основой служит песок, а связующим — полимерные материалы.

С помощью красителей можно получить любой оттенок. Просеянный песок прокаливают и смешивают с полиэтиленом. После этого смесь нагревают до 250º  С и переливают в формы. Затем они отправляются под пресс.

Плитка произведенная по такой технологии не впитывает воду, что предотвращает растрескивание зимой. У этого вида тротуарных плиток достоинств больше:

  • Прочность на много выше чем у предыдущих видов;
  • Влагостойкая;
  • Морозоустойчива;
  • Простота монтажа;
  • Легкий вес;
  • Огромный выбор цвета и формы;
  • Большой срок эксплуатации в любой климатической зоне.

Недостатком является расширение изделия в жаркую погоду. Поэтому укладка должна осуществляться с зазором минимум 3 мм. Определить качество можно осмотрев ее с тыльной стороны.

Если поверхность с пятнами желтоватого оттенка, это значит, что производитель сэкономил на песке. То-есть вместо качественного песка использовал обычный глинистый. Это считается нарушением технологии и приводит к снижению прочности изделия.

Пропорции бетонной смеси

Если подразумевается обустройство небольших дорожек с низкой нагрузкой, пропорциональное соотношение может быть таковым:

  • портландцемент М500 – 1 ч;
  • песок просеянный – 2.5 ч;
  • гравий – 4 ч.

Для замеса одного куба раствора понадобится ориентировочно 18 ведер цемента, 70 – гравия, 45 – песка.

На практике удобнее манипулировать единицами объема, в качестве которой может послужить стандартное эмалированное ведро

Если при помощи плит выстраивается въезд для автомобиля, за исходные можно принять указанные значения:

  • портландцемент М500 – 1ч;
  • песок – 1.5 ч;
  • гравий – 2.5 ч.

На один куб раствора понадобится 28 ведер цемента, 42 – песка, 70 – гравия.

Технология приготовления бетонного раствора

За неимением технических средств для замешивания рабочей смеси используется обитая кровельным железом либо стальная емкость. Раствор готовят на любой ровной площадке.

Последовательность действий:

  • смешивается песок, гравий, вводится цемент;
  • компоненты перемешиваются до однородного состояния;
  • в середине смеси делают углубление, куда вливают жидкость, примерно ½ от отмеренного объема;
  • с краев смесь сгребается в воду;
  • раствор перемешивают, снова делают углубление и вводят немного жидкости;
  • замешивание продолжается до тех пор, пока масса не достигнет требуемой консистенции;
  • если следует приготовить цветной бетон к сухим компонентам добавляется пигмент.

Как определить, что бетон готов к укладке:

  • если на разглаженную поверхность бетона ткнуть лопатой, на ней должны оставаться борозды;
  • если провести по поверхности плоской стороной лопаты, она разглаживается.

Самостоятельное приготовление смеси вручную – это трудоемкое мероприятие. Если для изготовления плитки требуется больше, чем три куба бетона, лучше арендовать или приобрести бетономешалку либо заказать раствор.

Первый слой заливается в форму стандартным образом на 2/3, второй – пока не схватился предыдущий слой.

Плиты ПДН

Самая востребованная в дорожном строительстве и универсальная марка изделия – прямоугольная ПДН (плита дорожная напряженная). Ее размеры составляют: длина 6 метров, ширина 2, толщина 14-18 сантиметров. Данный тип плит способен выдерживать испытания суровым климатом, сложным грунтом, неблагоприятными гидрологическими условиями.

Сборка покрытия подразумевает сварку элементов между собой благодаря наличию в их продольных гранях специальных скоб. Эти же скобы нужны для подъема плит краном. В торцевой части плиты находятся стыковочные пластины, которые вместе со скобами создают единый арматурный узел.

Плиты с рабочей поверхностью типа «вверх» чуть шероховатые за счет обработки брезентовой лентой, щеткой с щетиной из капрона, специальной накатки. Те, что с рабочей стороной «вниз», выполняются с рифлением глубиной минимум 1 миллиметров.

Также популярны аналогичные плиты с напряженной арматурой, которые маркируются, соответственно, ПДП. Они обеспечивают прекрасную адгезию с колесами транспорта (из-за рифления), стойки к морозу, водонепроницаемы, выдерживают нагрузки до 30 тонн.

Основные обозначения и размеры

Железобетонные дорожные плиты производятся габаритами 3-6 м в длину, 1,2-2 м в ширину и 0,14-0,22 м в высоту. Размеры плит для тротуара довольно разнообразны. Так, квадратные плитки производятся с габаритами от 0,2×0,2 м до 1 ×1 м. Толщина же зависит от поверхности, на которую планируют улаживать элементы. Стандартная пешеходная – 0,04-0,06 м, для мест с усиленной нагрузкой (например, автомобильный заезд) – больше 0,08 м. Если же толщина менее 0,04 м, то обязательным условием выступает предварительная заливка бетонного основания.

Все бетонные тротуарные плиты дифференцируют по маркам, присваивая им буквенно-цифирные значения, записанные через точку. Где первая цифра – это номер типоразмера, буква – обозначает тип плиты, а цифра после нее – толщину плиты в сантиметрах. Для примера — плитка квадратной формы размером 37,5×37,5 см и толщиной 7 см будет указана как «4.К.7».

Изготовление бетона

Для основания под плитку рекомендуется использовать бетон класса В15. При мощении участка с высоким уровнем грунтовых источников можно применять марку бетона большей прочности (В22,5), увеличив срок годности покрытия в 1,5-2 раза.

Необходимые компоненты

В изготовлении бетонного состава применяется песок для строительных работ 1 либо 2 классов. Потребуется заполнитель из каменных пород (щебень гравийный, гранитные материалы). Не рекомендовано использование известковых составов, которые уменьшают морозостойкость, повышают водопроницаемость покрытия.

Рецептура смеси

Для приготовления бетонного покрытия класса В20 требуется следующее процентное соотношение компонентов:

  •  цемент (около 300 кг);
  •  просеянный песок (600-750 кг);
  •  мелкий гравий либо щебень (около 1100 кг);
  •  вода (до 180 л);
  •  пластификатор, увеличивающий эластичность состава.

Монтаж плит

Правильная установка тротуарных плит – это залог их длительной и безремонтной эксплуатации. Их укладывают на разнообразные основания. Подушки из песка будет достаточно для мощения пешеходной зоны или садовой дорожки. Участок, рассчитанный на автомобильный проезд, нужно укрепить путем подложки из бетонной смеси.

Сейчас используют множество вариантов узоров при кладке тротуарной плитки. В особенности это:

  • узор в виде елочки;
  • плетенки;
  • полукругов;
  • кирпичей;
  • столбиков и т. д.

Существует определенный алгоритм укладки плит:

  • На размеченном участке снимают около 15 см грунта.
  • Утрамбовывают грунтовый слой.
  • Формируют сточные канавки с последующим их засыпанием 5-сантиметровым слоем песка.
  • Формируют подушку около 10 см из увлажненного песка, щебеня или бетона, утрамбовывая ее виброплитами или деревянными (резиновыми) кийками.
  • После чего сухая смесь рассыпается по всей поверхности кладки.
  • Далее происходит ее очищение путем смывания водой вдоль щелей с применением лейки.

Плитку кладут не впритык друг к дружке, оставляя промежутки приблизительно в полсантиметра. Заделывать такие промежутки можно как песком, так и материалом, из которого была изготовлена подушка.

При закупке стоит учесть, что определенное количество материала будет потрачено на резку, чтобы выровнять укладку. Поэтому рекомендуется закупать материал с небольшим запасом. Желая сэкономить, нужно учесть и способ укладки. Так, прямой способ несколько экономичнее диагонального.

Пропорции бетона для тротуарной плитки

Чтобы изготовить качественную тротуарную плитку толщиной в 60 мм с высокими показателями прочности и долговечности, на один квадратный метр уличного покрытия потребуется затратить:

  • портландцемента – 30,0 кг;
  • воды – половину объема от общего количества цемента;
  • мелкофракционного просеянного песка – 45,0 кг;
  • промытого гранитного щебня – 45,0 кг;
  • пластификатора – не более 0,7-0,8% от общего количества цемента;
  • воздухововлекающих компонентов – порядка 0,02% от общего объёма цемента.

Чтобы получить строительный материал желаемого оттенка, необходимо добавить красящие пигменты в количестве 2,5-8,0% от общей массы раствора.

Добиться равномерного окрашивания бетонной тротуарной плитки не сложно. Достаточно растворить пигменты в воде, после чего тщательно размешать полученный раствор вместе с цементной смесью в бетономешалке.

Бетонная брусчатка

Бетонная Брусчатка является самой распространённой брусчаткой в настоящее время. Отношение цена-качество позволяет ее использовать муниципальным учреждениям для укладки пешеходных дорожек.

Изготавливают брусчатку путём заливания в формочки различной формы раствора бетона, песка, пластификатора и гравия. Затем на вибрационном столе она равномерно распределяется по всей формочке. После высыхания её вынимают из формы и досушивают уже на стеллажах.

Палитра цветов не разнообразна, цвета не яркие, но это не мешает брусчатке быть крепкой и долговечной. Перед вами встал выбор красивая или крепкая?

Сушка

В домашних условиях тщательно просушить готовое изделие вполне возможно.

Важно, чтобы плитка набрала не менее трети прочности перед изъятием из формы. При более низких показателях прочности плиточное покрытие будет ломким и недолговечным

В домашних условиях такой технологический этап может быть представлен:

  • естественной сушкой;
  • сушкой внутри пропарочной камеры;
  • сушкой посредством инфракрасных термических матов.

В летний период сушка осуществляется на улице или в помещении.

Оптимальный температурный режим должен составлять 18-20оС. Минимальный температурный режим, пригодный для просушивания плитки, не может быть ниже 10оС.

Технология

1. Подготовка территории. Площадь предполагаемого строительства очищается от мусора, травы, если есть деревья, их необходимо выкорчевать. Обеспечивается свободный проезд для подвоза и разгрузки плит.

2. Разметка территории. Сначала отмечается крайняя угловая точка будущего фундамента. От нее отмеряется необходимая длина будущей постройки. В обоих точках вбиваются металлические или деревянные колья и между ними натягивается строительный шнур. Далее, с помощью элементарных математических измерений, находится следующий угол, а затем и последний, четвертый. Все колья соединяем веревкой. Окончательная вымерка производится измерением диагоналей получившегося четырехугольника. Они должны быть равны.

3. Земляные работы. Первым делом вырывается котлован до нижнего уровня залегания грунтовых вод. Это примерно 1 – 1,5 метра, в зависимости от местности.

Дно котлована выравнивается и сверху насыпается песок, слоем в 40-50 см. Каждые 20 см слоя необходимо полить водой и тщательно утрамбовать с помощью виброплиты или трамбовки. На этом же этапе монтируются все подземные коммуникации.

На песок расстилается слой геотекстиля с нахлестом слоев друг на друга в 20 см, для предотвращения смешивания песка и щебня. На геотекстиль насыпается слой мелкого и среднего щебня, толщиной 30-40 см. Он служит гидроизолятором и распределяет нагрузку от плит.

Сверху щебень проливается цементным молоком до полного заполнения промежутков между отдельными камнями. Сверху, раствор должен покрывать щебень слоем 2-3 см. Это т.н. подбетонка.

4. После полного застывания подбетонки, необходимо нанести слои гидроизоляции. Обычно используют рубероид в 2 слоя, но можно применять и другие материалы. Полоски рубероида накладываются внахлест на 5-10 см и пропаиваются горелкой или паяльной лампой.

Важно! Гидроизоляция должна быть больше площади основания и выходить за него на 40-50 см. 5

На слой гидроизоляции укладывается утеплитель. Предпочтительнее всего использовать пенопласт или пеноплекс. Толщина слоя может варьироваться от 10 до 15 см, в зависимости от климатического пояса, но, при этом, утеплитель не должен быть выше уровня почвы. Стыки листов материала тщательно промазываются мастикой или пропениваются монтажной пеной

5. На слой гидроизоляции укладывается утеплитель. Предпочтительнее всего использовать пенопласт или пеноплекс. Толщина слоя может варьироваться от 10 до 15 см, в зависимости от климатического пояса, но, при этом, утеплитель не должен быть выше уровня почвы. Стыки листов материала тщательно промазываются мастикой или пропениваются монтажной пеной.

Важно! Теплоизолирующий материал должен иметь повышенную плотность, так как он является основанием для укладки железобетонных дорожных плит. 6

Монтаж опалубки. Можно использовать готовую опалубку, либо изготовить ее на месте из досок, толщиной не менее 2,5 см. Высота опалубки должна быть равна высоте плит в уложенном состоянии плюс 5 см. Доски или щиты монтируются по всему периметру фундамента и тщательно закрепляются с помощью саморезов или гвоздей

6. Монтаж опалубки. Можно использовать готовую опалубку, либо изготовить ее на месте из досок, толщиной не менее 2,5 см. Высота опалубки должна быть равна высоте плит в уложенном состоянии плюс 5 см. Доски или щиты монтируются по всему периметру фундамента и тщательно закрепляются с помощью саморезов или гвоздей.

При желании, можно уложить внутрь опалубки полимерный утеплитель и концы гидроизоляции, оставшиеся при ее укладке под утеплитель. Это избавит в дальнейшем от необходимости производить земляные работы с целью утепления фундамента.

7. Укладка дорожных плит. На подготовленное основание с помощью строительной техники укладываются плиты. Они укладываются плотно друг к другу, зазор в 10 см необходимо оставить только между опалубкой и краями элементов.

8. После укладки всех элементов фундамента, поверхность заливается бетоном, марки не ниже М300. Все стыки между плит тщательно проливаются, сверху над плитами делается стяжка, толщиной 5 см с использованием армирующей сетки, сечением 5 мм и шагом 10 см. Поверхность тщательно выравнивается.

9. После полного застывания (под фундамент железобетонная плита застывает около месяца), производится демонтаж опалубки и повторная гидроизоляция поверхности фундамента по всей площади.

Технические характеристики тротуарной плитки ГОСТ 17608-2017

№ п/п

Характеристика

Описание технических требований и характеристик в соответствии с ГОСТ 17608-2017

1.

Прочность бетона на сжатие

Прочность бетона – это наиболее значимый параметр качества бетона.

Обозначение: B25, где В – класс прочности, 25 – плитка выдерживает нагрузку не менее 25Мпа, или 254 кгс/см2.

Для бетонной тротуарной плитки характеризуется классами по прочности – B22,5 – B40.

В лаборатории завода Stellard параметры прочности проверяют после производства каждой партии элементов мощения. Для этого отобранные образцы помещаются под лабораторный пресс и определяют верхнюю границу его выдержки при сжатии.

Для того, чтобы продукцию можно было отгружать, прочность плит должна быть не менее 90% от заявленного производителем класса прочности на сжатие (допускается 70% по согласованию с клиентом).

2.

Марка бетона по морозостойкости

Марка по морозостойкости – очень важный показатель бетонных изделий, показывающий сколько циклов замораживания и оттаивания (один цикл – заморозка и разморозка образца в режиме температур от -20 до +20) образец может выдержать не потеряв своей прочности.

Марка бетона тротуарных плит по морозостойкости  согласно ГОСТ 17608-2017 должна быть не ниже F200.

Обозначение: F200, где F- марка морозостойкости, 200 – количество циклов.

3.      

Истираемость бетона

Истираемость – один из показателей срока службы тротуарной плитки, который показывает насколько изменяется в объеме и массе изделие при воздействии сил трения. Истираемость бетона проверяют в лабораторных условиях путем проведения тестов на круге для истирания.

Требования ГОСТ по истираемости бетонных плит:

G1 – не > 0,7 г/см2;

G2 – не > 0,8 г/см2;

G3 – не > 0,9 г/см2;

Вся продукция завода Stellard соответствует марке по истираемости G1.

4.      

Группа эксплуатации

В зависимости от воздействий и нагрузок во время эксплуатации все бетонные тротуарные плиты разделяют на 4 группы:

А- уличные тротуары, дорожки для пешеходов и территории частных домов, на которые не заезжает даже легковой транспорт.

Б – тротуары улиц с большой проходимостью, городские площади, дорожки для велосипедов, остановки общ. транспорта.

В- малоинтенсивные дороги, территории стоянок, АЗС.

Г – территории с особо высокой нагрузкой (контейнерные терминалы, порты, складские площади).

5.      

Водопоглощение

Водопоглощение – это способность бетонных плит поглощать воду, характеристика, от которой напрямую зависит срок службы изделий. Бетон, который впитывает малое количество воды, не разрушится от внутреннего давления при оттаивании замерзшей в нем влаге.

Водопоглощение согласно ГОСТ  не должно превышать по массе, %:

5 – для плит из тяжелого бетона;

6 – для плит из мелкозернистого бетона.

Вся тротуарная плитка Stellard имеет показатель водопоглощения не более 5%

Этот показатель означает, что при массе брусчатки толщиной 6 см 2,7 кг она не впитает более 135 г воды.

6.

Маркировка тротуарных плит

Плиты обозначаются марками по ГОСТ 23009-78

Для примера рассмотрим маркировки одной из форм камней мощения Stellard:

Новый город В.15.Псм.6, где

  • Новый город – наименование изделия,
  • В – группа эксплуатации плит;
  • 15 – порядковый номер согласно номенклатуре предприятия – изготовителя;
  • Псм – тип плиты в зависимости от конфигурации (в данном случае – прямоугольные смешанной коллекции);
  • 6 –  толщина плиты в сантиметрах, округленная до целого числа.

7.

Разновидности покрытий


Разновидностью таких изделий могут быть железобетонные. Согласно ГОСТу 17608—2017, выделяют несколько видов, размеров и форм бетонной плитки:

  • стандартная — 10 см толщиной;
  • тротуарная (толщина по стандарту от 25 до 30 мм);
  • железобетонная.

Тротуарная плита классифицируется по конфигурации на такие типы:

  • квадратная;
  • прямоугольная;
  • фигурная;
  • шестиугольная;
  • окаймляющая;
  • декоративная.

Посмотреть «ГОСТ 17608-2017» или

Еще имеются плиты для слабовидящих людей. Они имеют рельефные шероховатые элементы, благодаря которым нога не скользит. По толщине плиты различают такие, что описаны в таблице:

Толщина, смНазначение
3Отмостки, садовые дорожки, площадки с минимальной нагрузкой
4—4,5Тротуары, пешеходные дороги
6Паркинг, заезд машин
8Дороги малоинтенсивного автодвижения

Виды бетонных плит


Использование железобетонной дорожной плиты. Есть две основных группы бетонных плит:

  • тротуарная;
  • железобетонная дорожная.

Дорожными железобетонными плитами перекрывают городские дороги, автомобильные стоянки и подъезды к строениям. Поскольку эта группа предполагает внедрение в плиту укрепляющей арматуры, становится возможной эксплуатация такой плиты массивной тяжеловесной техникой.

По назначению железобетонные плиты классифицируются следующим образом:

  • для постоянных дорог (1П);
  • для временных дорог (2П).

Различаются они по составу и способу соединения. Тротуарная плитка имеет значительно больше классификаций, потому что представлена на рынке широчайшим ассортиментом. Зависимо от формы, классификация по ГОСТу осуществляется на:

  • квадратные (К);
  • прямоугольные (П);
  • фигурные (Ф);
  • шестиугольные (Ш);
  • окаймляющие (О);
  • декоративные дорожные элементы (ЭДД).

Существует и покрытие такого рода для людей с ограниченными способностями (для слабовидящих). Оно представляет собой выпуклые шероховатые элементы, которые создают тактильный контакт с ногами пешехода. При выборе такого покрытия, чтобы не растеряться от огромнейшего ассортимента, заранее стоит определить тип и форму элементов, и возможную нагрузку на них.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitter
Напишите комментарий