Как убрать бортовые камни своими руками?
Существует утвержденная технология работ. Независимо от того, на каком основании установлен бордюр, его демонтаж должен быть произведен точно и аккуратно. Если материал сохранить без повреждений, он может быть использован повторно. Это касается только тех элементов, на которых нет сколов и трещин. В противном случае камень быстро теряет форму.
Выемку старых блоков можно начинать после подготовки дорожного покрытия:
- место работы и проходы к нему очистить от посторонних предметов;
- убрать мусор и грязь;
- выставить ограждения;
- подвести рабочую технику.
После этого можно приступать к выемке.
Пошаговый процесс демонтажа:
Аккуратно разрезать дорожное покрытие. Это необходимо для облегчения выемки камня. Вначале следует отступить от бордюра на 10-15 см и выполнить разрез параллельно установленному блоку. Работа выполняется с помощью дискового грунтореза или швонарезчика. Глубина разреза должна соответствовать размеру заглубления бордюра в грунт
Важно выдержать это расстояние. Оно необходимо для качественной укладки нового бордюра и герметизации дорожного покрытия.
Обкопать блоки в зоне их примыкания к обочине
Это дополнительное действие связано с тем, что камень фиксируется асфальтовым покрытием только с одной стороны. Поэтому требуется его освобождение со всех сторон. Ширина обкопки около 25 см. При этом нужно учитывать тип грунта, чтобы не допустить лишнего обсыпания. Глубина траншеи должна превышать размер заглубления камня на 5-10 см.
Изъять бордюр вместе с отрезанной частью дорожного покрытия. Зафиксировать камень строительными ремнями, затем убрать в сторону и аккуратно сложить с другими элементами.
Подобные манипуляции нужно проделать со всеми остальными камнями, попутно убирая территорию для последующих строительных работ.
Если проводится демонтаж камней, установленных на бетонном основании, то со стороны обочины его следует выбивать ломом или перфоратором.
Расценки на устройство бордюрного камня в смете
Расценки на установку бордюров в смете применяются на основании норм из сборника ФЕР27. Указанный сборник объединяет в своем составе множество норм, связанных с устройством автомобильных дорог. При этом следует отметить, что нормами сборника учтено не только создание и обустройство дорог из асфальта, но также и из прочих материалов.
В составе указанного сборника возможно найти несколько вариантов расценок для сметы на устройство бордюра. Одним из вариантов являются нормы из таблицы ФЕР27-02-010. Указанная таблица учитывает устройство бортовых камней из различного материала.
Так, норма под шифром ФЕР27-02-010-01 является расценкой в смете на установку бордюров из бетона при цементобетонных покрытиях, а нормой ФЕР27-02-010-02 можно определить стоимость установки бетонных бортовых камней при других видах покрытий. Нормы 03 и 04 в таблице ФЕР27-02-010 учитывают установку бордюров из природных камней на те же виды покрытий, что и в нормах 01 и 02.
Несмотря на разные типы материалов, используемых в расценках в смете на устройство бордюрных камней, состав работ всех четырех норм в таблице ФЕР27-02-010 идентичный. Прежде всего, состав работ предусматривает устройство бетонного основания. Данная манипуляция должна производиться с попутной установкой и разборкой опалубки и уплотнением.
Далее расценки в смете на установку бордюров из таблицы ФЕР27-02-010 включают в себя собственно установку бортовых камней выбранного типа и их подтеску. Работы по заливке швов и их расшивке также являются частью состава работ норм указанной таблицы. Очистка гранитных бортов входит в завершающий этап состава работ всех норм в ФЕР27-02-010.
Объем работ в указанных выше расценках в смете на устройство бордюров измеряется в 100м. Следует отметить, что ресурсная часть всех норм таблицы ФЕР27-02-010 учитывает большинство материалов, необходимых для корректного производства работ. Однако марка и стоимость самих бортовых камней в нормах не учтена и должна быть внесена в состав локальных смет, локальных ресурсных сметных расчетов и смет по форме №4 отдельно на основании данных из проектной документации.
Рисунок 1. Расценка в смете на установку бордюра
Следующей таблицей в сборнике ФЕР27, в которой находятся расценки для сметы на устройство бордюрных камней, является таблица ФЕР27-02-011. В указанной таблице содержится единственная норма на установку бортовых гранитных камней типа ЗГП. Объем работ в норме, как и в нормах предыдущей таблицы, измеряется в 100м. Однако состав работ является более сложным и трудозатратным.
Состав работ расценки в смете на установку бордюров под шифром ФЕР27-02-011-01 включает в себя погрузку материала, его транспортировку до места укладки на расстояние 150м и выгрузку. Далее нормой предусмотрена раскладка камней вдоль линии установки, устройство вручную монтажного слоя из бетона и установка бордюров.
Кроме этого, в состав работ нормы ФЕР27-02-011-01 входит ручная кантовка камней, подбивка бетонной смесью и трамбование. Опиловка и скалывание также являются частью указанной нормы. Омоноличивание швов и приготовление раствора для этого обозначены в норме при завершении работ в расценке в смете на установку бордюров.
Еще одной таблицей, в которой можно подобрать расценку в смете на устройство бордюрного камня, является ФЕР27-02-015. В ней содержится три нормы, которые учитывают установку бортовых камней из монолитного бетона. При этом метод монтажа предусматривает работу бетоноукладчика-планировщика. Разница в нормах заключается в типе участка, на котором производятся работы.
Норма ФЕР27-02-015-01 является расценкой в смете на установку бордюров на комбинированном участке. Норма 02 в таблице учитывает производство работ на прямом участке, а норма ФЕР27-02-015-03 — на радиусном. Единицей измерения работ в таблице ФЕР27-02-015 приняты 10м.
Что касается состава работ расценок в смете на устройство бордюра из таблицы ФЕР27-02-015, то он отличается широким спектром манипуляций. На начальном этапе нормами предусмотрена установка стоек под струну, балансировка и натяжение струны. После этого происходит балансировка бетоноукладчика и выгрузка бетона.
Далее расценками в смете на установку бордюров предусмотрена укладка бетонной смеси и контроль поверхности с исправлением швов. Покрытие готового изделия мастикой, снятие струн и прорезка усадочных швов являются обязательной частью всех трех норм в таблице ФЕР27-02-015. Герметизация швов и поливка камней также входят в состав работ расценок.
Установка бетонных бордюров: для бетонных тротуаров
Ставка показывает прямые трудовые затраты за период 2000 год (федеральные цены), которые основаны на 2009. К этой расценке следует применить индекс пересчета в текущие цены.
Вы можете перейти на страницу расценок, которые рассчитаны на основе издания 2014 года с приложением 1
Итого (руб.) | вознаграждение за труд | операторы станков | заработная плата операторов станков | стоимость материалов | затраты на оплату труда (человеко-часы) |
3227,81 | 643,64 | 79,64 | 9,18 | 2504,53 | 76,08 |
См. Открытую страницу норматива на 2020 год
См. Ресурсную часть стандартного тарифа GESN 27-02-010-01
При использовании в сметах расценки требуют индексации для пересчета в текущие цены.Расценка составлена с учетом норм редакции ГЭСН-2001 2009 в ценах 2000.
Восстановление обочины и дороги
Как показывает опыт предыдущих лет, чтобы восстановить обочину и дорогу, лучше использовать литой асфальт. Он позволит надежно и герметично закрыть место повреждения.
При укладке бордюр на дороге необходимо обработать соприкасающиеся поверхности (бордюра и основания) раствором из битума слабой консистенции. После этого можно переходить к монтажу камня. Когда элементы выставлены по контуру, можно начинать заливку литого асфальта. Для этого, литой асфальт медленно и аккуратно заливается в пространство между бордюром и дорожным покрытием. Чтобы равномерно распределить раствор, можно использовать обычную лопату. Исключить появление пустот и трещин можно с помощью виброплиты. Чтобы сделать полотно прочным, виброплитой проходят участок в несколько приемов.
Заполнить пространство между камнем и дорожным полотном можно и с помощью бетона. Но, такой раствор уместно использовать только в том случае, если остальное полотно тоже выполнено из этого материала.
Причины демонтажа бордюра
Ограждающие элементы бывают 2 типов:
- Имеют небольшие размеры и устанавливаются на пешеходных дорожках. Они разделяют тротуар и зеленые насаждения.
- Имеют большие параметры и используются для монтажа на проезжих частях, вдоль дорог. Отделяют дорогу от тротуарной части или зеленых насаждений.
Демонтаж бордюра любого из типов понадобится в таких случаях:
- Когда прежние элементы потеряли свой эстетичный вид и имеют трещины.
- Во время реставрации дорожного полотна или укладки тротуарной плитки.
- При необходимости увеличить высоту бордюра.
- При необходимости замены старого элемента на новый с целью улучшить ландшафтный дизайн.
Когда требуется работа по замене бордюров на дорогах
Демонтировать бордюры на проезжей части, необходимо по таким причинам:
- Когда дорожное полотно имеет просадку рядом с бордюром и его невозможно восстановить без демонтажа камня.
- В случае, когда на существующее полотно кладется еще один слой асфальта и необходимо поднять уровень “подушки” на определенную высоту.
- При необходимости освежить стиль города или отдельных его участков.
Параметры для составления сметы
Расценки в смете на демонтаж бордюрного камня рекомендуется искать в специализированных сборниках. Несмотря на разные типы материалов, из которых изготовлены бордюры, состав работ в смете для них идентичен. Основные параметры:
- разрезание дорожного покрытия:
- обкапывание камней вручную;
- разборка бортовых камней вручную или с помощью техники;
- складывание материала в штабеля;
- уборка мусора, полученного при демонтаже.
Некоторые пункты могут отличаться в зависимости от вида основания камней, объема работ и особенностей дорожного покрытия.
Стоимость работ
Цена на услугу зависит от места проведения и перечня работ, веса камней, размера и типа основания. Средняя стоимость составляет от 100 рублей за погонный метр. Если разборка камня осуществляется с погрузкой, то цена увеличивается до 200 рублей за погонный метр.
Расценки в смете на уборку строительного мусора
Так как расчет мусора в смете, как отмечалось выше, чаще всего требуется при производстве ремонта и демонтажа, то логично, что норму для данного вида работ следует искать в ремонтно-строительной части сметных нормативных баз ГЭСН и ФЕР. Среди сборников указанной части числится также сборник, который объединяет в своем составе различные работы, производимые в процессе ремонта.
Таким сборником является сборник под номером 69, который носит название «Прочие ремонтно-строительные работы». Расценка в смете на строительный мусор имеет шифр ФЕРр69-9-1 и приведена на рисунке 1.
Рисунок 1. Расценка ФЕРр69-9-1
Как можно убедиться на рисунке 1, строительный мусор в смете рассчитывается в 100т. По содержанию в ресурсной части расценка ФЕРр69-9-1 является достаточно простой и включает затраты только на оплату труда.
Кстати, следует отметить, что в состав ресурсной части указанной нормы ФЕРр69-9-1 сам строительный мусор тоже входит. Однако этот ресурс является ненормируемым, то есть нет определенной нормы расхода на единицу объема работ. Поэтому о том, как учесть строительный мусор в смете, следует озаботиться заранее.
В пункте 4.10 методического документа в строительстве МДС81-38.2004, который содержит в своем составе основные указания по применению ремонтно-строительных норм ФЕР в сметах, говорится о том, что объемный вес строительного мусора для смет должен вычисляться по усредненным показателям. Такие показатели приведены в тексте того же пункта 4.10.
Таким образом, рекомендуется принимать следующие значения удельного веса строительного мусора для смет:
- Для бетонных конструкций — 2400 кг/м3.
- Для железобетонных конструкций — 2500 кг/м3.
- Если необходимо измерить объем мусора, состоящего из кирпича и камней, то объемный вес строительного мусора для смет в данном случае будет равняться 1800кг/м3.
- Вес отбитой штукатурки и облицовочной плитки также будет равен 1800кг/м3.
- Разборка деревянных конструкций сопровождается образованием строительного мусора весом 600кг/м3.
- Объемная масса остальных конструкций при выполнении демонтажных работ принимается в сметных формах в 1200кг/м3. Следует отметить, что не рекомендуется определять объемный вес по данному нормативу в смете на уборку мусора, если он образовался в результате разборки инженерных сетей и металлоконструкций. Как правило, на расчет данного вида строительного мусора есть отдельное указание в проекте производства работ.
Если снова обратиться к норме ФЕРр69-9-1, то можно увидеть состав работ, который будет включен в сметную форму вместе с данной расценкой. Очевидно, расценка в смете на вынос строительного мусора после его сгребания в кучу является основной при определении стоимости работ в ФЕРр69-9-1.
Далее по необходимости могут производиться работы по спуску мусора по желобу и по подметанию пола со смачиванием поверхности и уборкой раствора
Помимо этого, важно обратить внимание, что расценка в смете на вынос мусора предполагает относку только на расстояние до 20м от места производства работ
Если же предстоит уборка на более дальнее расстояние, то следует учитывать помимо расценки в смете на очистку мусора еще и его перемещение на необходимое расстояние. Следует также отметить, что в технической части обозначен тот факт, что нормы ФЕРр69 учитывают в своем составе работы по уборке материалов и отходов, а также их транспортировку на расстояние 50м от ремонтируемого объекта. То есть расценка в смете на очистку участка от мусора может быть применена только в случае превышения этого показателя.
Кроме того, в составе норм из сборника учтено также вертикальное перемещение материалов, конструкций и мусора в зданиях высотой до 15 метров, что также должно быть взято в расчет при возникновении вопроса о том, как посчитать строительный мусор в смете.
Помимо прочего, следует иметь в виду, что в расценках ФЕР вывоз мусора не является частью работ во всех нормах. Поэтому данный вид работ должен быть учтен в составе сметной формы отдельной позицией так же, как и расценка в смете на погрузку мусора вручную или расценки на утилизацию строительного мусора в смете.
Расценки на демонтаж бордюров в смете
Расценки на демонтаж бордюрного камня в смете могут быть обнаружены все в том же сборнике на автомобильные дороги ФЕР27. Нормы для данного вида работ находятся в таблице ФЕР27-03-010. В таблицу включено две нормы.
Первая норма под шифром ФЕР27-03-010-01 является расценкой в смете на демонтаж бордюров на бетонном основании. Норма ФЕР27-03-010-02 предусматривает демонтажные работы камней на щебеночном основании. Объем работ в обеих нормах измеряется в 100м.
Состав работ в расценках в смете на демонтаж бордюрного камня из таблицы ФЕР27-03-010 включает в себя разборку камней вручную, а также сгребание материала, который был получен в результате разборки. Кроме того, оправка в штабеля материала также входит в состав работ обеих норм.
На основании всего написанного выше, можно отметить, что применение расценок в смете на устройство бордюра, а также на его демонтаж, происходит с использованием норм из одного и того же сборника
Однако в данном случае при выборе расценок важно учитывать материал изделия и состав работ
Рисунок 2. Расценка в смете на демонтаж бордюра
Источник
II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
2.1. Технологическая карта разработана на комплекс работ по установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси.2.2. Работы по установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси, выполняются механизированным отрядом в одну смену, продолжительность рабочего времени в течение смены составляет:
час.
2.3. В состав работ, последовательно выполняемых при установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси, входят следующие технологические операции:— геодезическая разбивка линии установки лицевой стороны (канта) бортовых камней;— подготовка траншеи под установку бортовых камней и уплотнение грунта основания;— устройство выравнивающего слоя h=0,10 м из щебня;— устройство основания h=0,10 м из бетона;— установка бортовых камней на бетонную подушку и осаждение до проектной отметки;— дополнительная укладка бетонной смеси с боковой нижней части борта;— обратная засыпка грунта с обратной стороны борта с уплотнением;— заливка швов между бортовыми камнями цементным раствором.2.4. Технологической картой предусмотрено выполнение работ комплексным механизированным звеном в составе: автомобиль-самосвал КамАЗ-55111 (грузоподъемность Q=13,0 т); экскаватор-погрузчик JCB 3CX m (объем ковша g=0,28 м, g=1,2 м, Н=5,46 м); вибротрамбовка TSS-HCR60K (вес Р=60 кг); специальное оборудование ЭД-3М для монтажа бортовых камней; бетономешалка Al-Ko TOP 1402 GT (масса m=48 кг, объем загрузки V=90 л); электростанция Honda ET12000 (бензиновая, трехфазная 380/220 В, N=11 кВт, m=150 кг).
Рис.1. Вибротрамбовка TSS-HCR80K
Рис.2. Специальное оборудование ЭД-3М
Рис.3. Бетономешалка Al-Ko TOP 1402 GT
Рис.4. Электростанция Honda ET12000
Рис.5. Экскаватор-погрузчик JCB 3CX m
Рис.6. Автосамосвал КамАЗ-55111
2.5. Для установки бетонных бортовых камней применяются следующие строительные материалы: щебень фракции 20-40 мм М 600, отвечающий требованиям ГОСТ 8267-93; бетон тяжелый класса В15, отвечающий требованиям ГОСТ 7473-2010; камни бетонные бортовые БР 100.30.15, отвечающие требованиям ГОСТ 6665-91; пиломатериал обрезной 25-32х100 мм и деревянные бруски 40х40 мм, отвечающие требованиям ГОСТ 8486-86; цементный раствор М 50, отвечающий требованиям ГОСТ 28013-98.2.6. Работы по установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси, следует выполнять, руководствуясь требованиями следующих нормативных документов:— СП 48.13330.2011. «Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004»;— СП 126.13330.2012. «Геодезические работы в строительстве. Актуализированная редакция СНиП 3.01.03-84»;— Пособие к СНиП 3.01.03-84. «Производство геодезических работ в строительстве»;— СП 78.13330.2012. «Автомобильные дороги. Правила производства работ. Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85»;— СНиП III-10-75. «Благоустройство территорий»;— СНиП 2-07.01-89*. «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»;— ГОСТ 8267-93. «Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ»;— ГОСТ 28013-98. «Растворы строительные. Общие технические условия»;— ГОСТ 7473-2010. «Смеси бетонные. Технические условия»;— ГОСТ 6665-91. «Камни бетонные и железобетонные бортовые»;— СТО НОСТРОЙ 2.33.14-2011. «Организация строительного производства. Общие положения»;— СТО НОСТРОЙ 2.33.51-2011. «Организация строительного производства. Подготовка и производство строительно-монтажных работ»;— СНиП 12-03-2001. «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования»;— СНиП 12-04-2002. «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство»;— НПО РОСДОРНИИ-1993 г. «Правила охраны труда при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог»;— РОСАВТОДОР-2002. «Сборник форм исполнительной производственно-технической документации при строительстве (реконструкции) автомобильных дорог и искусственных сооружений на них»;— РД 11-02-2006. «Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения»;— РД 11-05-2007. «Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства»;— МДС 12-29.2006. «Методические рекомендации по разработке и оформлению технологической карты».
Выбираем способ разборки
В большинстве случаев разбивка стены проводится с применением собственной физической силы. Вопрос лишь в том, какого типа инструмент для этого используется.
Ручная разборка
Стены толщиной в один или в пол кирпича, сложенные на слабом (цементно-известковом) растворе, разбиваются наиболее простым и примитивным методом – вручную.
Инструменты для ручной разборки стен:
- Ломик;
- Кирка;
- Металлические клинья;
- Кувалда.
Начиная с верха, ряд за рядом, начинается демонтаж стены. В шов вставляется клин, и по нему делаются удары кувалдой до тех пор, пока не образуется глубокая щель. В образовавшееся пространство вставляется лом и используется как рычаг: рывками вверх-вниз выламывается один или несколько кирпичей. Все, что выбито, сваливается на противоположную сторону, чтобы не загромождать пространство у себя под ногами.
Важно. В процессе работы большие обломки могут разбить деревянный настил, на котором стоят рабочие. Поэтому подмости должны быть особо прочными и устойчивыми
Поэтому подмости должны быть особо прочными и устойчивыми.
Механизированная разборка
Намного проще разобрать стену, используя механические и электрические инструменты. Они позволяют справиться с работой быстрее и менее трудоемки. Применяются для разрушения прочной кирпичной кладки толщиной от полутора кирпичей.
Пневматические молотки
Отбойный молоток длинной стальной пикой врезается в швы и отделяет кирпичи друг от друга. Недостаток в том, что использование такого типа инструмента сопряжено с сильной вибрацией стен и пылеобразованием
Способ хороший, но не подходит для разборки старых зданий, когда важно не нарушить целостность конструкции
В таких ситуациях применяется смешанный подход: там, где возможно, используется пневмомолоток, а где нужно проявить осторожность кирка с зубилом
Гидравлические ножницы
Это новый и эффективный вид инструмента, внешне напоминающий большие кусачки. С его помощью ломаются стены без физического напряжения со стороны человека: все делает сжатый воздух. Край стены захватывается клиньями ножниц, и силой сжатия происходит дробление. Проблема только в том, что новинка доступна не во всех местностях.
Сноска. Для разового использования инструмента, его лучше взять напрокат в стройцентре. Покупка дорогостоящего оборудования нечастого пользования не оправдана финансово.
Метод канатной тяги
С использованием лебедок проводится демонтаж стен большой суммарной протяженности. Вся работа проводится в 4 этапа, включая подготовку стен к валке.
Последовательность валки стен:
- Выделяются участки стен таким образом, чтобы обрушение одной части не повлекло за собой обрушение другой;
- Проводится распил здания: по разметке в кирпиче прокладываются сквозные штробы;
- Непосредственно перед валкой определенного участка обрезается армирование, соединяющее его с остальной конструкцией;
- В центе стены пробивается отверстие, фиксируется трос лебедки, и силой натяжения производится обвал.
Валка ведется от крайних участков к средине. Поскольку обрушиваются сразу большие плоскости, их оттягивают на свободное место и разбивают доступными способами: кувалдами, отбойниками.
Электроинструмент
Электродрели и перфораторы применяются как вспомогательные инструменты, если нужно убрать на стене небольшой участок определенной конфигурации. Прочерчиваются контуры будущего проема, а затем по наметке делаются сквозные отверстия электроинструментом. Интервал между дырами около 5 см, но это зависит от крепости кирпича и раствора, которым велась кладка: чем крепче стена, тем чаще сверлятся отверстия.
Когда стена перфоривана, при помощи молотка и зубила выбиваются оставшиеся промежутки. Таким способом можно аккуратно пробить проем под входную дверь в капитальной стене, не подвергая разрушению остальные поверхности.
Применение понижающих коэффициентов
Для иных видов демонтажа, особенно в позициях, касающихся разборки оборудования, опытные сметчики используют специальные понижающие коэффициенты применительно к расценкам на соответствующие монтажные работы.
Умножив цену монтажа на соответствующий коэффициент, получают цену демонтажа, разумеется, без цены на материалы. Делается это с таким расчетом, что затраты рабочей силы и материалов на монтаж оборудования куда больше, чем затраты на его разборку.
Например, цена установки трансформатора, умноженная на корректировочный коэффициент, даст цену его демонтажа. Стоимость самого трансформатора и вспомогательных материалов в расчете на его разборку не учитывается.
Методика МДС по определению коэффициентов корректировки предлагает следующий их расчет.
Если демонтируемое оборудование не требовало при своем монтаже сварочных работ, то затраты на его разборку должны включать в себя зарплату монтажников, а также затраты на использование машин и механизмов, в том числе зарплату машинистов. Полученный результат умножается на усредненный коэффициент, который зависит от дальнейшего пути использования демонтированного оборудования:
- если оно годно для дальнейшего использования и для этой цели консервируется для продолжительного хранения, то понижающий коэффициент равняется К=0,7;
- если демонтированное оборудование будет использоваться в дальнейшем, но не требуется его длительное хранение, то коэффициент будет равен К=0,6;
- если оборудование не предназначено для использования, оно должно быть разобрано и разрезано на части и сдано в лом, коэффициент будет К=0,5;
- если оборудование так же сдается в лом, но не требуется его разборка и резка, то в этом случае К=0,3.
В случае демонтажа сложного оборудования с крупными габаритами, которое монтировалось с помощью сварки, расценку на его демонтаж определяют согласно индивидуальным единичным ценам.
Для демонтажа, необходимого при производстве строительных работ, сметчики используют следующую методику расчета коэффициентов:
- если требуется разборка сборных бетонных, ж/бетонных и деревянных конструкций, то К=0,8;
- на разборку металлоконструкций используют К=0,7;
- при демонтаже внутренних водопроводных, газопроводных, канализационных систем, сетей вентиляции, отопления К=0,4;
- для разборки наружных инженерных сетей К=0,6.
Абсолютно те же коэффициенты применяют при подсчете позиций демонтажа во время осмечивания ремонтно-строительных работ. Для иных видов работ используют расценки из сборников на монтаж или строительство ГЭСН, ФЕР и ТЕР.
Цену на разборку целых жилых и общественных зданий, а также металлоконструкций, перекрытий, фундаментов, стен, кровель, перегородок и другие позиции демонтажа при производстве работ по реконструкции и ремонту зданий можно также найти в сборниках ГЭСН-46, ФЕР-46, ТЕР-46.
Что касается цен на работы по очистке помещений, уборке, дальнейшей погрузке и вывозу накопившегося строй. мусора, то некоторые сметчики очистку считают по расценкам из ГЭСНр-69, ФЕРр-69 и ТЕРр-69, а для осмечивания работ по перевозке и транспортировке очищенного мусора кое-кто использует в качестве альтернативы цены из сборников ТСЭМ, ТСЦ или СЦП. Потом они приводятся при помощи индексов к базису 2001 года.
Расценки на устройство бордюрного камня в смете
Расценки на установку бордюров в смете применяются на основании норм из сборника ФЕР27. Указанный сборник объединяет в своем составе множество норм, связанных с устройством автомобильных дорог. При этом следует отметить, что нормами сборника учтено не только создание и обустройство дорог из асфальта, но также и из прочих материалов.
В составе указанного сборника возможно найти несколько вариантов расценок для сметы на устройство бордюра. Одним из вариантов являются нормы из таблицы ФЕР27-02-010. Указанная таблица учитывает устройство бортовых камней из различного материала.
Так, норма под шифром ФЕР27-02-010-01 является расценкой в смете на установку бордюров из бетона при цементобетонных покрытиях, а нормой ФЕР27-02-010-02 можно определить стоимость установки бетонных бортовых камней при других видах покрытий. Нормы 03 и 04 в таблице ФЕР27-02-010 учитывают установку бордюров из природных камней на те же виды покрытий, что и в нормах 01 и 02.
Несмотря на разные типы материалов, используемых в расценках в смете на устройство бордюрных камней, состав работ всех четырех норм в таблице ФЕР27-02-010 идентичный. Прежде всего, состав работ предусматривает устройство бетонного основания. Данная манипуляция должна производиться с попутной установкой и разборкой опалубки и уплотнением.
Далее расценки в смете на установку бордюров из таблицы ФЕР27-02-010 включают в себя собственно установку бортовых камней выбранного типа и их подтеску. Работы по заливке швов и их расшивке также являются частью состава работ норм указанной таблицы. Очистка гранитных бортов входит в завершающий этап состава работ всех норм в ФЕР27-02-010.
Объем работ в указанных выше расценках в смете на устройство бордюров измеряется в 100м. Следует отметить, что ресурсная часть всех норм таблицы ФЕР27-02-010 учитывает большинство материалов, необходимых для корректного производства работ. Однако марка и стоимость самих бортовых камней в нормах не учтена и должна быть внесена в состав локальных смет, локальных ресурсных сметных расчетов и смет по форме №4 отдельно на основании данных из проектной документации.
Рисунок 1. Расценка в смете на установку бордюра
Следующей таблицей в сборнике ФЕР27, в которой находятся расценки для сметы на устройство бордюрных камней, является таблица ФЕР27-02-011. В указанной таблице содержится единственная норма на установку бортовых гранитных камней типа ЗГП. Объем работ в норме, как и в нормах предыдущей таблицы, измеряется в 100м. Однако состав работ является более сложным и трудозатратным.
Состав работ расценки в смете на установку бордюров под шифром ФЕР27-02-011-01 включает в себя погрузку материала, его транспортировку до места укладки на расстояние 150м и выгрузку. Далее нормой предусмотрена раскладка камней вдоль линии установки, устройство вручную монтажного слоя из бетона и установка бордюров.
Кроме этого, в состав работ нормы ФЕР27-02-011-01 входит ручная кантовка камней, подбивка бетонной смесью и трамбование. Опиловка и скалывание также являются частью указанной нормы. Омоноличивание швов и приготовление раствора для этого обозначены в норме при завершении работ в расценке в смете на установку бордюров.
Еще одной таблицей, в которой можно подобрать расценку в смете на устройство бордюрного камня, является ФЕР27-02-015. В ней содержится три нормы, которые учитывают установку бортовых камней из монолитного бетона. При этом метод монтажа предусматривает работу бетоноукладчика-планировщика. Разница в нормах заключается в типе участка, на котором производятся работы.
Норма ФЕР27-02-015-01 является расценкой в смете на установку бордюров на комбинированном участке. Норма 02 в таблице учитывает производство работ на прямом участке, а норма ФЕР27-02-015-03 — на радиусном. Единицей измерения работ в таблице ФЕР27-02-015 приняты 10м.
Что касается состава работ расценок в смете на устройство бордюра из таблицы ФЕР27-02-015, то он отличается широким спектром манипуляций. На начальном этапе нормами предусмотрена установка стоек под струну, балансировка и натяжение струны. После этого происходит балансировка бетоноукладчика и выгрузка бетона.
Далее расценками в смете на установку бордюров предусмотрена укладка бетонной смеси и контроль поверхности с исправлением швов. Покрытие готового изделия мастикой, снятие струн и прорезка усадочных швов являются обязательной частью всех трех норм в таблице ФЕР27-02-015. Герметизация швов и поливка камней также входят в состав работ расценок.
Установка новых камней
На площадку ремонта материал привозится специальным манипулятором, так как элементы массивные. Ручное кантование допустимо только элементов, вес которых не превышает 25 кг. После подготовки подушки или заливки бетона, манипулятор ставит бордюр в место установки. Далее с помощью ломов или специального ручного подъемника рабочие двигают его, выставляя по контуру.
В случае, когда происходит бетонирование камней, нужно учесть что требуется оставить отступ между покрытием и бордюром, шириной 5 см. С обеих сторон заливают на уровень не выше 5 см. до основного полотна. В некоторых случаях даже меньше, если в последующем предполагается формирование монолитного полотна. Когда формируется полностью бетонное покрытие, без последующего асфальтирования, бетон выравнивается с остальным полотном.
Основания для проведения работ с поребриками
Ограждающие элементы для тротуаров и дорожной части отличаются своими размерами. Рядом с тротуаром укладываются камни небольшого размера, разделяющие зеленые насаждения и полотно дорожки. Вдоль проезжей части дорог устанавливаются бордюры больших размеров. Они отделяют дорогу от тротуаров или растительной зоны.
Кроме этого, ограждения выполняются из различных материалов. Вследствие этого они имеют различные характеристики, внешний вид и массу. Кроме укладки бортовых камней, часто приходится их демонтировать. Замена или демонтаж ограждающих элементов любого типа требуется в случае:
Потери эстетичного вида. К этому пункту можно отнести появление трещин, сколов, морозобоин на бетонном камне.
Также разрушения вследствие превышения срока эксплуатации. Если бордюр изготовлен из гранита, то он почти не подвержен разрушениям.
Необходимости увеличить высоту ограждения. Такая потребность может возникнуть при изменении назначения дороги или архитектурных конструкций возле нее, насаждения более высоких растений.
Изменения геометрии дорог, улиц и тротуаров. Такие процессы происходят в масштабах города или поселка по инициативе и разрешению властей.
Реставрации дорожного полотна, увеличения толщины его покрытия. Реставрация покрытия проводится с определенным интервалом времени. Это необходимый процесс для сохранения эксплуатационных характеристик дорог и безопасности людей.
Замены старых бордюров. Замена может производиться на элементы улучшенной конструкции.
Просадки дорожного полотна в непосредственной близости к камню. В этом случае возникает опасность обрушения, поэтому необходимо провести демонтаж камней и восстановление покрытия.
Усадки бордюра. Это может произойти при некачественной укладке основания, при превышении срока эксплуатации, просадке грунта, а также от вибрации дорожного покрытия.
Сохранения архитектурного облика города
Важно сохранить презентабельный вид городских улиц. Поэтому при изменении внешнего вида камней их рекомендуется демонтировать и заменить.
Изменения ландшафтного проекта или общего стиля окружающего пространства.
Также бордюрный камень подлежит уборке, если планируется расширение дорог или установка более модернизированного элемента.
Причины для запрета
Любые строительные работы с привлечением техники запрещено проводить в местах скопления людей. Если на территории, где проводится демонтаж бортовых камней, находятся посторонние люди, то следует остановить действия до их ухода.
Еще одно ограничение — время работ. В ночное время запрещено производить шум, чтобы не мешать жителям. Запретом для проведения выемки элементов считается любое нарушение техники безопасности, отсутствие соответствующего оборудования и защитных приспособлений для рабочих.
Демонтаж бортовых камней следует проводить очень аккуратно, чтобы не повредить материал.