Сервитут на земельный участок
- Когда речь идет о публичном сервитуте. К примеру, дорожкой, проходящей посреди участка, пользуется неограниченное количество людей. При этом, исходя из судебной практики, снять или как-то ограничить названный вид сервитута очень сложно.
- Когда земельный сервитут обуславливается наличием на соответствующем участке земли какого-то чужого имущества. В результате, собственник участка несколько ограничен в реализации своих прав по распоряжению и владению землей. В частности, такой собственник не вправе проводить строительство на месте, где располагается чужое имущество и также на определенном законодателем расстоянии от него.
- Когда собственник земли, обремененной сервитутом, желает продать свой участок. Теоретически, сервитутное обременение никак не мешает продаже земли. Однако, на практике, участок земли с сервитутом реализовать гораздо сложнее, чем землю без обременения, поскольку не все покупатели согласны на наличие такого земельного сервитута. Кроме того, наличие обременения участка может отрицательно сказаться и на продажной цене земли.
Комментарии:
* С 01.10.2019 г. истец самостоятельно должен направить исковое заявление и приложения к нему участникам процесса
До 1 октября 2019 года истец направлял в суд копии искового заявления и приложений к нему по количеству ответчиков и третьих лиц, а уж суд направлял полученные документы всем указанным в иске участникам процесса.
С 1 октября 2019 года истец должен самостоятельно направить другим участникам процесса копию иска и иные приложенные к иску документы, а в суд представить подтверждение их отправки (п. 6 ст. 132 ГПК РФ).
В п. 6 приложения к приведенному исковому заявлению следует сослаться на “уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление ответчику копий искового заявления и приложенных к нему документов, которые у него отсутствуют”.
Определения понятий: “сервитут”, “публичный сервитут”, “соразмерная плата за сервитут”.
Исковые заявления о сервитуте (иски об установлении сервитута; иски о прекращении сервитута; иски об установлении или изменении платы за сервитут
Примеры решений судов об установлении сервитутов (примеры того, как суды формулируют резолютивные части решений об установлении сервитутов)
Подведомственность споров об установлении, изменении, прекращении сервитута
При решении вопроса, какому суду – общей юрисдикции или арбитражному – надлежит рассматривать дело об установлении, изменении условий, прекращении сервитута, необходимо учитывать в совокупности субъектный состав участников спора и характер правоотношений (см. подробнее п. 2 “Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок”; утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017 года).
Обязательный досудебный порядок урегулирования спора об установлении сервитута законодательством не предусмотрен
См. подробнее п. 1 “Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок”; утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017 года)
Установление земельного сервитута при отсутствии иной возможности пользования участком
Сервитут может быть установлен только в случае отсутствия у собственника земельного участка (объекта недвижимости) иной возможности реализовать свое право пользования принадлежащим ему участком (объектом) (см. подробнее п. 7 “Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок”; утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017 года)
Условия сервитута лишают возможности использовать участок в соответствии с разрешенным использованием
Не подлежит установлению сервитут, если его условиями собственник земельного участка лишается возможности использовать свой участок в соответствии с разрешенным использованием (см. подробнее п. 8 “Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок”; утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017 года)
Определение судом всех условий сервитута, на которых он устанавливается
В “Обзоре судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок”, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017 года содержатся следующие разъяснения:
Удовлетворяя исковые требования об установлении сервитута, суд должен определить все условия, на которых он устанавливается, а именно:
– сведения о земельных участках, для обеспечения использования которого установлен сервитут и который обременен сервитутом,
– содержание сервитута,
– вид сервитута,
– сферу действия,
– срок сервитута,
– условия о плате за сервитут,
– виды работ, если сервитут устанавливается для проведения ремонтных и иных работ, и пр.
См. подробнее п. 10 Обзора практики
Установление сервитута при нескольких вариантах прохода (проезда) к земельному участку
При наличии нескольких вариантов прохода (проезда) к земельному участку через соседний земельный участок суду следует исходить из необходимости обеспечить баланс интересов сторон и установить сервитут на условиях, наименее обременительных для собственника земельного участка, в отношении которого устанавливается сервитут (см. подробнее п. 9 “Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок”; утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017 года)
Плата за сервитут исходя из принципов разумности и соразмерности
Плата за сервитут определяется судом исходя из принципов разумности и соразмерности с учетом характера деятельности сторон, площади и срока установления сервитута и может иметь как форму единовременного платежа, так и периодических платежей (см. подробнее п. 12 “Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок”; утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017 года)
Возможности обременения долевой собственности — часть участка
Этим небольшим дополнением к статье мы ответим на вопрос: «Что такое оформление сервитута на часть земельного участка и как это сделать?».
Участки, находящиеся в совместной (долевой) собственности так же допустимо обременять сервитутом. Следует ориентироваться на некоторые нюансы.
- Если выделения долей не предусмотрено, но владельцы провели условные границы, то соглашение следует заключать со всеми собственниками участка. После чего один из собственников, отчуждающий свою часть надела для обременения, выделяет границы сервитута.
- Если доли выделены, то соглашение с заинтересованным лицом заключает владелец права в долевой собственности, а остальные совладельцы предоставляют нотариально удостоверенное согласие на оформление обременения.
Принудительный сервитут по судебному решению
Имеют место случаи судебного принуждения владельца участка к заключению договора о сервитуте. В этом случае заинтересованное (управомоченное) лицо подает в суд исковое заявление со следующими обязательными реквизитами:
- наименование судебно-правового органа;
- название фирмы-истца или фамилия гражданина, подающего иск;
- адрес регистрации и контактные телефоны;
- доступная информация о владельце земельного участка;
- основания для обращения в суд с перечислением нарушений закона по сервитуту;
- письменные доказательства попыток управомоченного лица решить конфликт мирным путем;
- перечень прилагаемых документов;
- квитанция об уплате госпошлины.
Как установить частный сервитут на земельный участок?
Сервитут на земельный участок относится к категории вещных прав и продолжает существовать до тех пор, пока существует право собственности на участок.
Владелец сервитута называется «управомоченным лицом», а тот, на чьем участке сервитут установлен, – «обязанной стороной».
Соответственно, и с этой точки зрения можно разделить объем имеющихся у них прав: управомоченное лицо может только пользоваться частным сервитутом, а обязанная сторона – распоряжаться.
В Гражданском кодексе предусмотрено право владельца земельного участка, на котором расположен сервитут, требовать плату за пользование сервитутом. Но в данной статье есть оговорка: «если законодательством не установлено иное». Здесь имеется в виду, что возможно бесплатное установление частного сервитута на земельный участок, но такого варианта законом еще не предусмотрено.
Как было сказано ранее, частный сервитут может быть установлен либо по соглашению сторон, либо на основании судебного решения.
Государственная регистрация сервитута проводится по заявлению, которое подается в территориальный орган Росреестра от правообладателя, сторон договора или лица, уполномоченного в соответствии с нотариально заверенной доверенностью на осуществление регистрационных действий либо по требованию пристава-исполнителя (в случае наличия решения суда).
Вместе с заявлением предоставляются следующие документы:
- Документ, который подтверждает уплату государственной пошлины. Госпошлина в соответствии со статьей 333.33 НК РФ устанавливается для юридических лиц в размере 6 000 руб., для физических – 1 500 руб.
- Документы, которые подтверждают полномочия представителя.
- Соглашение об установлении сервитута (решение суда).
- Кадастровый план земельного участка, на котором расположен сервитут, с отметкой о сервитуте.
При регистрации сервитута необходимо помнить следующее:
- В случае если сервитут был установлен на весь участок, то кадастровый план при регистрации не предоставляется.
- Собственник земельного участка после установления сервитута получает обременение на свой участок.
- Если участок, на котором установлен сервитут, находится в общей собственности, то для его установления необходимо согласие всех собственников.
- Сервитут без земельного участка самостоятельно не может быть отчужден.
Запись о сервитуте на земельный участок вносится в ЕГРН как вещное право и как один из видов ограничения.
В течение 5 рабочих дней со дня проведения процедуры регистрации сервитута о ней должен быть уведомлен правообладатель (если он не являлся заявителем).
Образец заявления об установлении сервитута для организации проезда
В Администрацию г. Екатеринбург
от
Общества с ограниченной ответственностью «С»
Юридический адрес: 620049, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Первомайская
ЗАЯВЛЕНИЕ
об установлении постоянного права ограниченного пользования (сервитута)
Общество с ограниченной ответственность «С» является титульным владельцем земельных участков, расположенных по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург.
Смежные участки находится во владении … соответственно.
Между указанными участками, по их границам в данный момент проходит грунтовая дорога для проезда (прохода) к данным участкам, которая после дождя становится не пригодной для передвижения.
В силу пункта 1 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).
Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
В соответствии со статьей 23 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.
Приведенные нормы предоставляют право владельцу земельного участка в случае реальной невозможности обеспечения доступа (в частности, проход / проезд) к принадлежащему земельному участку обратиться за установлением соответствующего обременения. Подобные правоотношения с собственниками смежных участков регулируются посредством установления сервитута. Правовым основанием государственной регистрации обременения является решение органа местного самоуправления, на территории которого находится земельный участок.
В данном случае без установления сервитута для прохода и проезда доступ к ранее названным земельным участкам Общества с ограниченной ответственностью «С» будет невозможен, ибо данный участок полностью окружен иными объектами недвижимости, а существующая грунтовая дорога приходит в негодность после выпадения осадков. В таком случае реализация правомочий владения и пользования гарантированные гражданским законодательством не будут реализованы.
Более того, следует отметить, что сегодня фактически запрашиваемый сервитут установлен – в требуемом месте существует грунтовая дорога. Следовательно, владельцы земельных участок пришли к соглашению об установлении сервитута. Таким образом, юридическое закрепление сложившихся отношений не нарушит права и законные интересы третьих лиц, публичные интересы так же нарушены не будут.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 8, 264, 274 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 23 Земельного кодекса Российской Федерации,
ПРОШУ:
- Установить бессрочное постоянное право (сервитут) прохода и проезда по границам земельных участков длинной 490 и 1105 метров соответственно, шириной 8 метров.
- О принятом решении по настоящему заявлению уведомить Общество с ограниченной ответственностью «С» путем направления его почтой в адрес: 620049, Свердловская область, город Екатеринбург, улица Первомайская.
Дата, подпись
ПОЛЕЗНО: читайте как подписать соглашение о земельном сервитуте без суда
Порядок действий
Порядок установления сервитута для такого обременения, носящего публичное и частное характер, будет различным.
Для сервитута, носящего публичный характер, порядок установления будет состоять всего из трех этапов:
- На первом этапе будет происходить издание специального документа, в котором будут обозначены цели установления сервитута, а также тот период времени, на который планируется установить обременение.
- В качестве второго этапа установления сервитута в данном случае следует рассмотреть объявление и проведение публичных слушаний, на которых будет рассмотрен вопрос не только об установлении такого обременения на один или несколько земельных участков, но также и рассмотрен вопрос целесообразности тех затрат, которые ожидаются в связи с наложением такого обременения. По результатам таких слушай будет издан соответствующий нормативный акт, в рамках которого будет полностью отражен весь вопрос, касающийся установления такого сервитута.
- Третий этап включает в себя непосредственно издание нормативного акта, регламентирующего установление сервитута на один или несколько земельных участков, а также подготовку всех необходимых документов, в том случае, если установление такого обременения существенно затрудняет эксплуатацию участков, попавших в список обремененных. На основании такого перечня и порядка действий будет осуществляться либо выплата компенсации владельцу обремененного участка, либо производиться выкуп обремененных участков за государственный счёт.
В рамках этого документа, издаваемого органами государственной власти субъекта федерации или непосредственно Российской Федерации, будет указано то, для каких целей устанавливается сервитут, а также срок установления его и порядок действий относительно определённых участков.
Подписывается этот документ либо руководителем соответствующего органа государственной власти, либо должностным лицом, ответственным за принятия таких решений.
Установление частного сервитута проходит несколько более сложным порядком, так как подразумевает под собой обязательное осуществление договоренности сторон, участвующих в соглашении.И частного сервитута состоит из четырех этапов:
- На первом этапе осуществляется первичная договоренность сторон, участвующих в таком соглашении, о тех условиях, которые являются существенными для установленного сервитута.
- На втором этапе сторона, заинтересованная в установлении сервитута, должна обосновать цели своих действий, а также доказать необходимость установления обременения и невозможность достижения своих целей какими-либо иными способами.
- На третьем этапе установления сервитута происходит подписание итогового документа, выступающего в качестве соглашения или договора об установлении обременения. Кроме договора подписывается также и документ, доказывающий грамотность и верность установленной стоимости обременения.
- Четвертый этап является заключительным в установлении сервитута и характеризуется государственной регистрацией установленного обременения, а также получения соответствующего свидетельства, которое в дальнейшем может быть использование в качестве доказательства законности своих прав и претензий при использовании обремененного участка.
Однако указанные действия предпринимаются только в том случае, если удалось достигнуть договоренности по заключаемому соглашению.
В том случае, если заключение соглашения об установлении сервитута, необходимого для использования других земельных участков, будет происходить в судебном порядке, в перечень необходимых документов должны быть внесены изменения.
К необходимым документам, которые понадобится для регистрации установления сервитута, прибавится ещё судебное решение об установлении соответствующего применения на земельный участок, а также документы, подтверждающие факт использования всех существующих процедур досудебного урегулирования возникшего конфликта.
В том случае, если установления сервитута происходит в судебном порядке, в подписываемом сторонами соглашении обязательно должно содержаться приложение, в котором будет находиться копия судебного решения с отметкой о вступлении в силу, либо иной документ, подтверждающий факт судебного разрешения конфликта.
Независимо от того, происходит ли заключение договора об установлении сервитута во внесудебном порядке или по решению суда, финальная регистрация установленного обременения должна быть осуществлена в строгом соответствии с действующим законодательством.
Различия установления платы за публичный и «частный» сервитут
При определении размера платы за сервитут имеет значение то, является ли сервитут публичным или «частным».
Установление размера платы при «частном» сервитуте
П. 5 ст. 274 ГК РФ установлено, что собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.
Земельное законодательство также устанавливает, что собственник земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами. В случаях, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату (п. 6–7 ст. 23 ЗК РФ).
Таким образом законодатель наделяет правом при установлении сервитута устанавливать плату за пользование части земельного участка. При этом споры зачастую касаются не столько установления платы за сервитут, а сколько ее размера.
Вопрос алгоритма или методики определения размера платы, особенно в отношении срочных сервитутов, остается открытым. Законодательно не закреплено, как именно должен определятся размер платы, за исключением требования соразмерности интересам лиц, чьи права ограничиваются. Размер платы должен устанавливаться адекватно, а не из принципиальности или вредности собственника земельного участка, обремененного сервитутом. Он должен реально зависеть от ограничений и неудобств, которые претерпевают собственники земельного участка в случае установления сервитута. При несогласии размера платы вопрос необходимо будет решать в суде, которым будет принято решение о соотнесении соразмерности платы за сервитут и возможности наименьшего обременения собственника земельного участка.
П. 12 Обзора ВС РФ указывается, что плата за сервитут определяется исходя из принципов разумности и соразмерности с учетом характера деятельности сторон, площади и срока установления сервитута и может иметь как форму единовременного платежа, так и периодических платежей. Размер платы за сервитут должен быть соразмерен той материальной выгоде, которую приобретает собственник земельного участка в результате установления сервитута, компенсируя те ограничения, которые претерпевает собственник земельного участка, обремененного сервитутом. В размер платы включаются разумные затраты, возникающие у собственника объекта недвижимости в связи с ограничением его права собственности или созданием условий для реализации собственником объекта недвижимости, для обеспечения использования которого сервитут установлен, права ограниченного пользования (например, связанных с необходимостью организации проезда через принадлежащий собственнику земельный участок, сносом или переносом ограждений, с соблюдением пропускного режима, поддержанием части участка в надлежащем состоянии), а также образовавшихся в связи с прекращением существующих обязательств собственника участка, обремененного сервитутом, перед третьими лицами. При этом необходимо в том числе учитывать долю земельного участка, ограниченную сервитутом, в общей площади земельного участка; срок установления сервитута; объем ограничения пользования земельным участком и интенсивность его предполагаемого использования; характер неудобств, испытываемых собственником недвижимого имущества, обремененного сервитутом; степень влияния сервитута на возможность распоряжения земельным участком. Принимая решение об определении характера платы за сервитут (единовременной выплате в полном объеме или периодических платежах в течение всего срока действия сервитута), в целях наибольшего соблюдения баланса интересов сторон необходимо учитывать конкретные условия пользования и объем сервитута.
В случае, если, например, произошло увеличение объема ограничения его прав, увеличилось количество использования земельного участка (стало в несколько раз больше проходить единиц техники и пр.), условиями сервитута может быть предусмотрен порядок изменения платы. Каждая из сторон вправе обратиться в суд с требованием об изменении размера платы (увеличении или уменьшении) в случае изменения объема ограничений прав собственника земельного участка, обремененного сервитутом (п. 13 Обзора ВС РФ).
Зачем нужен земельный сервитут?
Потребность в сервитуте возникает у собственников соседних территорий, но не ради расширения своих площадей, а для возможности пользоваться своими участками за счет земель соседа.
Установление сервитутов на земельные участки может потребоваться по разным причинам.
- Пример 1: на участке земли, принадлежащей частному лицу, расположен природный источник воды, который не может принадлежать ему на праве собственности, и собственники соседних земель могут попросить или потребовать права прохода к этому источнику и забора из него воды.
- Пример 2: ведутся строительные работы на выделенном участке земли, однако водопровод к строящемуся дому можно провести лишь через соседний участок, законным правообладателем которого выступает гражданин. Для монтажа требуемых коммуникативных систем на этот участок земли устанавливают обременение в виде сервитута, и компания, осуществляющая строительство, может законно использовать конкретную часть участка для оговорённых целей.
Сервитуты в отношении земельного участка это последний вариант решения земельной проблемы, когда все иные возможности исчерпаны. Для каких-то несущественных целей сервитут требовать нельзя, например, к участку есть дорога, но она не такая короткая. В этой связи получение доступа на чужой участок, чтобы ехать напрямки, сократив пару сотен метров, не допустимо.
По своей сути сервитут это та же аренда, только её заключение является вынужденной мерой для обеих сторон. Тоесть собственник земли наряду с получателем сервитута может продолжать пользоваться обремененной частью участка.
Земельные сервитуты могут налагаться:
- и по соглашению лиц, желающих использовать землю, с собственником земли;
- и в принудительном судебном порядке, без получения его согласия.
С правовой точки зрения обременения на земельный надел бывают в виде:
- Частного сервитута, который применяется в результате достигнутого и зарегистрированного соглашения в интересах определённых лиц или организаций. Чаще всего носит платный характер, который возникает из-за требования владельца обременённого участка от граждан и юридических лиц денежной компенсации за причиняемые ими неудобства. Исключениями здесь служат случаи, когда используется федеральное законодательство, требующее применения безвозмездного обременения, или когда владелец обременённого надела добровольно отказывается от платы.
- Публичного сервитута, устанавливаемого на основании нормативного документа органа государственной власти или муниципального образования. Его установлению подлежат территории земли, по которым проводятся коммуникации общественного пользования. В данном случае владелец земли на денежную компенсацию в связи с наложением обременения претендовать не может.
Также сервитуты на землю классифицируются по временным факторам использования наделов. При этом они подразделяются на:
- Срочные, определяющие конкретный срок своего действия или обозначающие событие, с наступлением которого сервитут снимается. Обычно подобное обременение накладывается при прокладке коммуникаций и т. п. работ, по завершению которых действие прекращается.
- Постоянные, позволяющие использовать землю без ограничений во времени. Чаще всего они используются при нахождении земельных участков на территориях государственных природных объектов.
- Постоянно-временные, когда необходимость использования земли возникает эпизодически на протяжении бессрочного периода. Это связано обычно с ситуациями, зависящими от времени года, например, в весеннюю распутицу.
Основания возникновения сервитута
Говоря об основаниях установления обременения, следует исходить из двух правовых факторов, которые выступают и рассматриваются в качестве юридического прецедента для установления сервитута, оформленного добровольно:
- свободное волеизъявление сторон;
- условия, которыми владеет одна сторона и в которых нуждается вторая.
Кроме этого требуется официальное гражданско-правовое действие, создающее юридическую основу для правомерного обременения.
Сервитут устанавливается на основании утверждения добровольных договорённостей сторон в административном порядке. В противном случае лицо, претендующее на его возникновение, может ходатайствовать о разрешении обременения в судебном порядке. Такое допустимо:
- Когда собственник надела отказывается от его обременения по согласию сторон.
- Когда администрация отказывается от оформления составленного сторонами соглашения.
На основании полученного в администрации документа, разрешающего оформление ограничения в пользовании ЗУ со стороны собственника, или на основании решения суда, устанавливается частный сервитут. Его возникновение следует внести в кадастровые учётные сведения путём регистрации. После чего допускается взаимодействие участников на одном земельном участке.
Законодательным основанием является действие статей 22 ЗК РФ и 274 ГК РФ. А так же – 23 статьи Федерального закона о сервитуте. Регулирование использования участка с обременением регламентировано действием статей 275, 276 ГК РФ.
Теперь вы знаете на каком основании возникает сервитут. Дальше поговорим об условиях.
Условия (обстоятельства) для заключения контракта сервитута
Основания для применения сервитута многообразны. Это, в частности, необходимость прохода или проезда через чужой участок ввиду отсутствия других путей.
Если по частной территории проходят инженерные коммуникации энергоснабжения, то для их обслуживания и ремонта необходим допуск коммунальных работников. Прогон скота на ферму, проведение геологических изысканий, геодезических работ, дренажных мероприятий также являются достаточными основаниями для заключения подобных договоров.
Сервитут является крайней мерой, так как нарушает права собственника земли. В то же время бывают ситуации, когда потребности владельца соседнего участка или дома (другого недвижимого имущества) другим способом обеспечить не представляется возможным.
Договоренности по существенным условиям сделки должны быть достигнуты сторонами таким образом, чтобы земельному участку был причинен минимальный ущерб.
Основные причины для регистрации частных сервитутов
Для регистрации частных сервитутов существует несколько основных причин:
- требуется проезд или проход к участку земли;
- возникла необходимость проложить коммуникации;
- требуется произвести обслуживание и ремонтные работы газового
- оборудования, электросетей, фасада дома, водопровода и т.п.;
- требуется установить какой-либо объект на соседней земле;
- иные случаи, которые не осуществляться без обременения.
Для регистрации публичных сервитутов предусмотрены случаи использование земли государством, муниципалитетом или местным населением. Среди них основными причинами накладывания обременения являются:
- требуется проход или проезд через территорию участка частного владельца (например, прокладывание дороги общего значения);
- проведение коммуникационных сетей общественного пользования;
предоставление владельцем общего пользования расположенным на его участке государственном объекте (например, природный источник); - требуются последовательные работы, которые необходимо провести на частном участке;
- при расположении надела около прибрежной зоны необходимо сделать через него проход к воде;
- при проведении работ геодезического характера, прокладывании межи, требуется разместить знаки работ;
- для получения разрешения на выпас или прогон скота.
Требования к форме
Минэкономразвития РФ выпустило Приказ от 2021 года № 542 со следующими требованиями к формированию ходатайства об установлении публичного вида сервитута:
- Ходатайствовать требуется только о землях, список которых предусматривается статьей 39.37 ЗК.
- На землю с последующим строительством или реконструкцией к основному прошению требуется прикладывать кадастровый паспорт будущих строительных работ.
- В содержательной части документа обязательно указывается доказательство необходимости установления сервитута. Это выражается в указании реквизитов государственных органов или местного самоуправления, в документальном утверждении размещения будущих строительных объектов (коммуникационных трасс, нефтепроводов, путей и т.п.).
- Отображаются реквизиты органов уполномоченных утвердить программы развития коммунальных структур согласно публичному праву пользования участком.
- Для прошения, подаваемого в случае установления публичного пользования земельной территорией с последующей целью строения, реконструирования инженерного сооружения/объекта, требуется отображать в содержательной части целевые инвестиционные программы, которые послужат доказательством выдачи сервитута.
- Для прокладывания дорожного полотна и поездных путей в прошении указываются программы и проекты планировки, устройство пересечений в соответствии с муниципальными требованиями.
- Для размещения инженерных объектов согласно публичному сервитуту требуется ходатайствовать от имени уполномоченных органов, в прошении отображать проекты и территориальные планировки.
- Размещение объектов федерального и муниципального значения на требуемой земле указывается в ходатайстве путем прописывания реквизитов собственников, уполномоченных органов или муниципалитета, а так же указываются основные документы, по которым будет производиться стройка данных объектов.
- В прошении прописываются проектные сведения, информация об организациях и программах строительства и реконструкции на землях с публичным сервитутом, прописываются договора о подключении инженерных и коммуникационных сетей.
В документах не должно производится отображение сведений о строительных/инженерных объектах, которые по требованиям градостроительного законодательства не подлежат документальному фиксированию.
Не отображаются сведения об инженерных сооружениях по нормативам градостроительного законодательства в планировочной документации, также, как и реквизиты решений и распоряжений об утверждении территориального планирования.