Классические бордюры
Параметры бордюров, используемые в городском благоустройстве, соответствуют по стандарту принятому ГОСТу 6666-81. Этот документ содержит требования для:
Прямолинейных бордюров
1ГП (разделяют проезды между кварталами и активные проезжие части улиц от пешеходных зон и зеленых участков)
2ГП (разделяют дорогу и тротуары на склонах, в дорожных тоннелях и на территории распределительных полос)
3ГП (для аналогичных целей на территории путепроводов и мостов)
4ГП (разделяют территорию пешеходных зон и зеленых участков с насаждениями)
5ГП (аналогичные цели)
ГПВ (бордюры для организации въездов с территории проезжих частей дорог на пешеходную зону)
Радиальных бордюров
- ГК5 (разделяют проезды внутри кварталов и предназначенные для автотранспорта части дорог от зеленых участков и тротуаров на различного рода закруглениях)
- ГК8 (аналогичные цели) Бордюры по ГОСТу 6666-81
Стандартные бордюры для облагораживания, предписания к которым не менялись с 1981 года.
Прямолинейные бордюры | ||||
Наименование | Эскиз | Размер, мм | Фаска | Вес м.п., кг |
1ГП Для отделения проезжей части улиц и внутриквартальных проездов от тротуаров и газонов | 300×150×L, где L = 700…2000; | Z20 | 124 | |
2ГП Для отделения проезжей части дорог от тротуаров в тоннелях, на съездах и распределительных полосах | 400×180×L, где L = 700…2000; | Z20 | 198 | |
3ГП Для отделения проезжей части дорог от тротуаров на мостах и путепроводах | 600×200×L, где L = 700…2000; | Z20 | 330 | |
4ГП Для отделения переходных дорожек и тротуаров от газонов | 200×100×L, где L = 700…2000; | без фаски | 55 | |
5ГП Для отделения переходных дорожек и тротуаров от газонов | 200×80×L, где L =700…2000; | без фаски | 44 | |
ГПВ Для устройства въездов с проезжей части улиц на тротуары | 200×150×L, где L = 700…2000; | Z20 | 83 |
Технология монтажа и установки
Техника установки бордюрного камня предусматривает проведение ряда строительных операций, предусмотренных регламентом. В настоящее время существует две технологии укладки бортовых бетонных и железобетонных элементов на щебеночную или песчаную подушку. В ходе проведения комплекса работ для монтажа проводятся следующие технологические операции:
- выемка грунта и формирование траншеи для размещения бортовых камней с обязательным уплотнением грунта в основании;
- обустройство при помощи фракционного щебня или песка выравнивающего слоя на дне траншеи;
- устройство основания с применением мелкозернистого бетонного раствора. Как правило, для этой цели используются бетоны марки М200, класса В15;
- размещение бортовых камней при помощи грузоподъемных механизмов на бетонном основании;
- усиление конструкции посредством дополнительной укладки бетонного раствора с нижней и боковой части борта бордюр;
- установка камня в рабочее положение посредством его осаждения до обозначенной в проекте отметки;
- бетонирование швов между соседними бордюрами при помощи цементного раствора с проведением расшивки;
- проведение работ по устройству мощения или отсыпки почвы на газонах с тыльной стороны бортового камня.
Работы по установке бордюр производятся в соответствии с типовой технологической картой.
Виды: тротуарные и дорожные бордюрные камни
Согласно назначению, основными видами являются:
- Тротуарный
- Дорожный.
Элементы, отделяющие газон, пешеходную зону от проезжей части, подвергаются значительным механическим нагрузкам, поэтому имеют большие габариты, в сравнении с теми, что используются исключительно в пешеходной зоне. Дорожный камень защищает территорию, граничащую с шоссе.
Маркировка по формам
Маркировка:
- БР – бордюрный рядовой камень.
- БУ – бордюрный камень рядовой с уширением. Такой элемент выглядит, как брусок со снятой фаской.
- БУП – бордюрный камень с прерывистым уширением. С его использованием благоустраиваются элементы городского ландшафта – остановки, заезды, клумбы.
- БЛ – прямой с лотком. Этот элемент имеет желоб с плоским дном для отвода дождевой воды; используется на участках, где возможны дождевые размывы и случаются частые снеговые нагрузки. В качестве дренажного канала используется вдоль проезжей части, на тротуарах, остановках и стоянках.
- БВ – бордюрный камень въездной. Используется для понижения уровня высоты бордюра в местах пересечения тротуара с проезжей частью, им оформляются въезды на внутридворовую, внутриквартальную территорию.
- БК – криволинейный. Устанавливается в местах скруглений, имеет закругленную форму, в верхней части – скосы.
Монтаж на песчаное основание
Если грунты на участке не склонны к интенсивному пучению, можно произвести установку бордюра или поребрика непосредственно в песок. Такой способ монтажа подразумевает применение песчаной засыпки. Внизу основание закрепляется при помощи щебеночной подушки. Слой дробленого камня должен составлять не менее 15 см. Далее укладывается 5 см песка. После того как камень установлен, свободные места в полости траншеи засыпаются щебнем до верха. При правильно выбранной глубине засыпки можно не беспокоиться о том, что на протяжении нескольких месяцев бордюрный камень будет сохранять необходимое положение. Однако, рассматривая этот способ монтажа, нужно обязательно помнить о том, что это временная мера, а не полномасштабное решение всех проблем.
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Типовая технологическая карта (именуемая далее по тексту ТТК) — комплексный организационно-технологический документ, разработанный на основе методов научной организации труда для выполнения технологического процесса и определяющий состав производственных операций с применением наиболее современных средств механизации и способов выполнения работ по определённо заданной технологии. ТТК предназначена для использования при разработке Проектов производства работ (ППР), Проектов организации строительства (ПОС) и другой организационно-технологической документации строительными подразделениями. ТТК является составной частью Проектов производства работ (далее по тексту — ППР) и используется в составе ППР согласно МДС 12-81.2007. 1.2. В настоящей ТТК приведены указания по организации и технологии производства работ по установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси. Определён состав производственных операций, требования к контролю качества и приемке работ, плановая трудоемкость работ, трудовые, производственные и материальные ресурсы, мероприятия по промышленной безопасности и охране труда. 1.3. Нормативной базой для разработки технологической карты являются: — типовые чертежи; — строительные нормы и правила (СНиП, СН, СП); — заводские инструкции и технические условия (ТУ); — нормы и расценки на строительно-монтажных работы (ГЭСН-2001 ЕНиР); — производственные нормы расхода материалов (НПРМ); — местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов. 1.4. Цель создания ТТК — дать рекомендуемую нормативными документами схему технологического процесса по установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси, с целью обеспечения их высокого качества, а также: — снижение себестоимости работ; — сокращение продолжительности строительства; — обеспечение безопасности выполняемых работ; — организации ритмичной работы; — рациональное использование трудовых ресурсов и машин; — унификации технологических решений. 1.5. На базе ТТК разрабатываются Рабочие технологические карты (РТК) на выполнение отдельных видов работ (СНиП 3.01.01-85* «Организация строительного производства») по установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси. Конструктивные особенности их выполнения решаются в каждом конкретном случае Рабочим проектом. Состав и степень детализации материалов, разрабатываемых в РТК, устанавливаются соответствующей подрядной строительной организацией, исходя из специфики и объема выполняемых работ. РТК рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительной организации. 1.6. ТТК можно привязать к конкретному объекту и условиям строительства. Этот процесс состоит в уточнении объемов работ, средств механизации, потребности в трудовых и материально-технических ресурсах. Порядок привязки ТТК к местным условиям: — рассмотрение материалов карты и выбор искомого варианта; — проверка соответствия исходных данных (объемов работ, норм времени, марок и типов механизмов, применяемых строительных материалов, состава звена рабочих) принятому варианту; — корректировка объемов работ в соответствии с избранным вариантом производства работ и конкретным проектным решением; — пересчёт калькуляции, технико-экономических показателей, потребности в машинах, механизмах, инструментах и материально-технических ресурсах применительно к избранному варианту; — оформление графической части с конкретной привязкой механизмов, оборудования и приспособлений в соответствии с их фактическими габаритами. 1.7. Типовая технологическая карта разработана для инженерно-технических работников (производителей работ, мастеров, бригадиров) и рабочих, выполняющих работы во II-й дорожно-климатической зоне, с целью ознакомления (обучения) их с правилами производства работ по установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси, с применением наиболее современных средств механизации, прогрессивных конструкций и способов выполнения работ. Технологическая карта рассчитана на следующие объемы:
— установка бетонных бортовых камней | — 100 м. |
Для приусадебного участка и дачи
Дачный и приусадебный ландшафт тоже оформляется с использованием бортовых камней. Его функции те же, что и в городской черте – защита и определение границ. На территории дачного участка не используется массивный дорожный или магистральный камень. Он недешев, а масса и габариты затрудняют самостоятельный монтаж без применения тяжелой техники.
Дорожки, клумбы, грядки на приусадебном участке разделяют тонким тротуарным бордюром. При использовании тротуарной плитки, одновременно с ее элементами заказывают и бордюры подходящего дизайна и цвета.
Размеры садовых бордюров.
Вас также могут заинтересовать размеры тротуарной плитки.
Размеры и характеристики бордюра по ГОСТу
- БР100.30.15 – отделяет тротуар от проезжей части. Его маркировка содержит основные характеристики: БР – бордюрный камень; 100 – длина 1 метр; высота и ширина, соответственно, 30 и 15 сантиметров. Вес одного элемента зависит от использованных при производстве материалов, он составляет 95-150 кг.
- БР100.22.15 – низкий дорожный бордюр тоже востребован при оформлении дорог. Из маркировки видно, что при длине в 1 метр, ширине 15 сантиметров, он имеет высоту 22 сантиметра.
- БР100.45.18 – высокий магистральный бордюр. Этот вид используется при оформлении шоссе, городских магистралей и трасс. Он защищает тротуар и продлевает срок использования дорожного полотна. Способен выдерживать значительные механические нагрузки. Размеры: длина – 1 метр, ширина – 18 сантиметров, высота – 45 сантиметров. Масса одного элемента – 180 кг.
- БР100.20.8 – садовый тротуарный бордюр. Компактное изделие с небольшой фаской. Вес одного камня – около 40 кг, длина – 1 метр, ширина – 8 сантиметров, высота – 20 сантиметров.
Что собой представляет пластиковый бордюр для дорожек подскажет данный материал.
Являясь элементом, обеспечивающим безопасность и эстетику на проезжей части, бордюрный камень изготавливается согласно ГОСТу.
ГОСТ бортового камня из горных пород.
ГОСТ 6665-91 распространяется на изделия из бетона и железобетона (бордюрные камни). Этим документом регламентируется форма и размеры изделия, марка бетона, используемая для изготовления, и показатели материалоемкости.
- БР100.30.15 – отделяет проезжую часть и внутриквартальные проезды от тротуара.
- БР100.30.18 – отделяет проезжую часть от тротуаров, газонов, территории остановок и полотна трамвайных путей.
- БР300.45.18 – предназначен для отделения дорог от тротуаров, съездов с насыпью высотой не более 2 м.
- БР300.60.20 – отделяет проезжую часть от тротуаров в тоннелях и на съездах с насыпью высотой более 2 м.
- БР100.20.8 – отделяет тротуары от газонов.
- БУ300.30.29 – отделяет проезжую часть внутриквартальных проездов от газонов и тротуаров.
- БУ300.30.32 – отделяет проезжую часть дороги от газонов и тротуаров.
- БЛ300.32.68 – используется для устройства полос безопасности.
- БВ100.30.18 – для оформления въездов используется вместе с рядовым камнем соответствующего размера.
- БК100.30.18.5-БК100.30.18.15 – применяются при оформлении криволинейных участков.
Свойства, подлежащие контролю: трещиностойкость, прочность на сжатие, растяжение при изгибе, морозостойкость, водопоглощение, геометрическая правильность.
Размер, объем и масса бортовых камней.
Изготовление бордюрного камня
Свойства бордюрного камня обусловлены правильным соотношением рекомендованных материалов и соблюдением технологии производства.
Материалы: бетонная смесь с добавками, обеспечивающими пластичность, заполнителями – щебнем, гравием, доменным шлаком. Для экономии цемента, в бетонную смесь допустимо добавление шлака, золы, золошлаковой смеси.
Государственными нормами рекомендуется изготовление бордюрного камня путем вибропрессования.
Использование вибрации позволяет удалить из смеси воздух и равномерно распределить все компоненты.
Всю информацию про размеры поребрика найдете тут.
Этапы производства
Дозированные компоненты поступают в бетоносмеситель. Готовая смесь направляется в формообразующую оснастку (вибропресс, вибростол с формами), где формуется и уплотняется. Следующий этап сушка. На некоторых предприятиях ее заменяет пропарка в камерах с высокой влажностью и температурой, позволяющая сократить время изготовления.
Виды гранитного бордюра и требования ГОСТ 32018-2012
Производство гранитного бордюра, которые изготавливает завод «Гранит Стандарт», должно быть налажено таким образом, чтобы выпускаемые изделия соответствовали межгосударственному стандарту «Изделия строительно-дорожные из природного камня. Технические условия» (ГОСТ 32018-2012). Мы гарантируем соответствие этим требованиям, поставляем продукцию высокого качества.
Одна из классификаций бордюрных камней, согласно ГОСТ, разделяет изделия по способу образования поверхностей:
Бордюр колотый (п. 3.4). Грани образуют при помощи скалывающего инструмента, кроме лицевых сторон, которые можно обрабатывать иными способами.
Бордюр пилёный (п. 3.5). Все грани, кроме лицевых, создают при помощи режущего инструмента.
По способу обработки лицевой поверхности тот же ГОСТ (п. 4.10, табл. 2) разделяет бортовые камни на следующие виды:
Полированные — имеют зеркальный блеск, следов механической обработки не наблюдается.
Лощёные — поверхность гладкая, матовая, но следы обработки также не проявляются.
Шлифованные — неровности поверхности могут достигать 0,63 мм.
Пилёные — рельефность может достигать в высоту 2 мм.
Бучардованные — точечная шероховатость высотой до 5 мм.
Бороздчатые — поверхность образована параллельными бороздками высотой до 2 мм.
Бугристые — рельеф высотой до 10 мм, при этом расстояние между выступами и впадинами составляет 20—40 мм.
«Скала» — высота рельефа составляет 40—60 мм.
Термообработанные — высота неровностей до 10 мм, при этом присутствуют следы чешуйчатого шелушения до 30 мм.
Водоструйные — поверхность матовая, с высотой рельефа до 5 мм.
Стандартные размеры для бордюров гранитных прямоугольного сечения (ГП), которые производит завод «Гранит Стандарт», таковы:
Бордюр ГП: 100 × 300 × L
Бордюр ГП-1:150 × 300 × L
Бордюр ГП-4: 100 × 200 × L
Бордюр ГП-5: 80 × 200 × L
Также отдельно вы можете прочитать про бордюры ГП-2, которые, возможно, появятся у нас в продаже.
Кроме того, можно разделить бортовые камни по месту установки:
Дорожные гранитные бордюры. Отделяют тротуары, газоны и островки безопасности от проезжей части.
Садовые гранитные бордюры. Отделяют дорожки от газонов на приусадебных участках, препятствуют размыванию путей. Размеры и цена гранитных бордюров за м 2 для сада меньше, чем у дорожных, что выгодно сказывается на домашнем бюджете.
В зависимости от цвета камня бордюры, представленные в каталоге завода «Гранит Стандарт», можно разделить:
на красно-коричневые (бордюры из южно-султаевского гранита и Томирис II (Куртинского));
серые гранитные бордюры и серо-белые (бордюры из мансуровского гранита и камбулатовского).
Бордюр и поребрик
Широко известно различие речи жителей Москвы и Санкт-Петербурга в употреблении слов, обозначающих дорожную разделительную конструкцию из бортовых камней. Москвичи говорят «бордюр», а петербуржцы — «поребрик». Вместе с тем в Сети можно встретить объяснение определённых различий в этих понятиях. Так, например, ссылаясь на ГОСТ 52607-2006 и СП 42.13330.2011, пользователи утверждают, что бордюр и поребрик — это уложенные разным способом бортовые камни. Якобы в конструкции бордюра камни уложены заподлицо (вровень) с отделяемой от дороги частью, а сооружение поребрика предполагает возвышение (ребро) над отделяемой частью. И что запнуться о бордюр можно только с одной стороны, а о поребрик — с обеих сторон.
Однако ни в указанном ГОСТ, ни в СП, ни в других официальных документах такого разделения не приводится. В то же время Большой толковый словарь русского языка под ред. С. А. Кузнецова определяет «бордюр» и «поребрик» как слова-синонимы. Поэтому считать ли их способами укладки бортового камня или обычными синонимами — решать вам.
Применение бордюрной плитки в декоративных целях
Бордюрная плитка имеет как классическое применение, так и нестандартное. Ее используют при мощении тротуаров и дорог. Она востребована владельцами загородных домовладений. С помощью изделия легко преобразить местность и сделать ее более яркой и привлекательной. Применяют бордюры для пешеходных зон, парковок и игровых площадок. Подобное изделие часто используют для укладки бассейнов и близлежащих территорий.
Разнообразие оттенков (красный, оранжевый, серый, розовый, зелено-оливковый и коричневый) позволяет украсить местность и при этом сохранить ее натуральную красоту. Оформление дорожки в саду или возле клумбы способствует комфорту перемещения и облагораживает участок. Опытный мастер может соорудить объемный рисунок. Работа трудоемкая, тяжелая и стоит дополнительных затрат.
Сегодня тротуарную плитку применяют в качестве декора ванной комнаты. Для этих работ материал изготовляют под заказ. Используя специальное оборудование, можно сделать плитку разной формы. Сделанная по индивидуальному запросу, она выглядит необычно и отлично дополняет дизайн интерьера.
Виды и размеры тротуарных бордюров
Поскольку бордюры собираются из бортовых камней, то правильнее будет говорить о классификации, видах и размерах БК. Бортовой камень — это изделие из бетона или железобетона, имеющее небольшие поперечные размеры и намного большую длину. БК имеют высокую стойкость к внешним, механическим нагрузкам. Различают следующие виды:
- Дорожные — наиболее востребованные. Применяются при обустройстве дорожного полотна;
- Магистральные — применяются для обустройства автодорог;
- Тротуарные – для обустройства тротуаров и пешеходных дорожек в парковых зонах;
- Садовые — для оформления садовых участков, разграничения газонных зон.
Для производства тротуарных бордюров могут использоваться разные исходные материалы, в связи с чем различают следующие подвиды:
- Вибропрессованные — из классической бетонной смеси высокой прочности, имеющей большой срок эксплуатации в условиях больших перепадов температуры;
- Железобетонные — из мелкозернистого щебня с песком, армированного профильной арматурой. Обладают большой долговечностью и высокими прочностными параметрами;
- Гранитные — самые престижные, эксклюзивные изделия из натурального камня. Имеют самые высокие показатели прочности. Основной недостаток — высокая цена.
Бетонные БК — самое распространенное, универсальное решение при выборе камня для реализации конкретной тротуарного бордюра. Размеры типовых бортовых камней приведены в ГОСТ 6665-91:
Тип БК | Длина, мм | Высота, мм | Ширина, мм |
Садовый | 500 | 200 | 40-80 |
Дорожный | 1000 | 300 | 150-180 |
Тротуарный | 1000 500 | 200 200 | 60-80 60 |
Бордюр или поребрик – в чем разница
Вопрос существования двух схожих по значению слов («бордюр» и «поребрик») не дает покоя многим. Их часто путают, вкладывают неверные значения, соответственно, неправильно применяют в русском языке. Но следует все же узнать, чем отличается бордюр от поребрика – способом установки, вот главный фактор. Ни размер, ни форма не имеет значения в данном случае.
Разница между бордюром и поребриком
Установка бордюра и поребрика выполняется из одних и тех же элементов – это бортовой (он же бордюрный) камень. Отличие заключается в том, каким образом происходит установка. Существует 2 варианта:
- бордюр: камень располагается так, чтобы его верхняя грань находилась на одном уровне с основным покрытием (тротуара, дорожки на приусадебном участке и т. д.);
- поребрик: верхняя грань бортового камня выше основного покрытия.