Бордюрный камень: цена зависит от трудоемкости изготовления
И садовый, и дорожный и магистральный борт изготавливается методом вибропрессования, признанным самым эффективным. Полученный таким образом бортовой камень отличается непревзойденной прочностью.
Прессованные ЖБИ отличаются не только долговечностью, но и непритязательными требованиями к эксплуатации. Это особенно актуально при производстве дорожных работ на магистралях с очень интенсивным движением.
Практика показывает, что эксплуатационные характеристики прессованного дорожного борта намного выше. К тому же такой бортовой камень получается более устойчивым к атмосферным, физическим и химическим воздействиям, чем литой аналог.
Цена на бордюрный камень обоснована не только технологией производства, но и различием форм продукции. К примеру, дорожный бордюр БР 100.30.15 обойдется дороже, чем садовый БР 50.20.8 и его метровый аналог, но значительно дешевле, чем магистральный БР 100.30.18. В прайс-листе компании все позиции снабжены не только детальным изображением, но и обозначениями размеров всех сторон изделий.
При размещении заказа сотрудники компании помогут подобрать нужную комплектацию, выбрать оптимальную модель борта и зарезервировать необходимое его количество.
Что такое бордюрный камень
Главное предназначение бордюров — разделять тротуары и проезжую часть дороги, что необходимо для безопасности пешеходов. Их изготавливают из бетона, гранита и железобетона. Они изготавливаются методом полусухого прессования или вибролитьевого формования. Вибропрессованные бордюры отличаются высокими характеристиками качества.
Бордюрный камень еще называют бортовым. В Санкт-Петербурге и в Новосибирске бордюр называют поребриком.
Бортовой камень бывает пяти видов:
- Дорожный бордюрный камень помогает создать границу между проезжей и пешеходной частями дороги. Он усиливает тротуарную плитку.
- Магистральный бордюр используется при строительстве дорожных автомагистралей. Он длиннее дорожного, а также отличается повышенной прочностью.
- Тротуарный бордюр помогает оформить площади, парки, тротуары, дорожки. Защищает газоны и цветочные клумбы от размывания дождем. Изготавливается в разных цветах и формах.
- Садовый бордюр применяется на дачах, в парках, скверах и в местах отдыха. Такая разновидность длиннее тротуарного.
- Газонный бордюр используется для декорирования дорожек и клумб, а еще поможет разделить садовый участок. Имеет небольшой вес.
Также он применяется для водоотвода.
Основные характеристики
Бордюры выпускают полного и неполного окраса. Стоит отметить, что поребрики бывают разных цветов: серый, черный, красный, синий. Цена указывается за погонный метр, в разных регионах может несколько отличаться.
Поребрик (бордюрный камень) выделяется такими достоинствами:
- Повышенная устойчивость к низким температурам;
- Гигроскопичность (устойчивость к влаге);
- Повышенная прочность и износостойкость;
- Долговечность;
- Нескользящее покрытие;
- Выбор цветов, форм и размеров.
Для изготовления используют цемент с различными добавками, а также портландцемент.
Портландцемент считается очень распространенным и востребованным материалом в данной индустрии. Такой цемент получается при смешивании гипса и мелкоизмельченного клинкера. Для стойкости к негативным условиям могут применяться и дополнительные добавки. Кроме того, портландцемент насыщен минеральными добавками.
Эти минеральные компоненты делят портландцемент на следующие разновидности:
- С повышенной отдачей тепла;
- Устойчивый к высокой влажности;
- Состав, который быстро твердеет;
- Пластифицированный;
- Устойчив к воздействию различных химических веществ;
- Средней временной отрезок застывания.
Поребрики длиной 3 и 6 м обязательно армируются. 1 погонный метр весит 95 кг. На тротуарный бордюр рассчитана меньшая нагрузка, соответственно вес 1 погонного метра составляет 35 кг.
Срок службы и размеры
Служба бортового дорожного камня зависит от множества факторов. Срок эксплуатации зависит от качества сырья. Гранитные поребрики считаются самыми долговечными.
Длительность службы обусловлена местом применения, нагрузкой и техникой установки. Как правило, дорожные служат меньше, чем садовые или тротуарные. Средний срок эксплуатации службы поребриков около 10 лет.
У бордюра и бордюрного камня размеры зависят напрямую от области применения. Самыми усиленными и прочными являются бордюры для дорог и автомагистралей. В длину поребрики изготавливаются от 50 см до 100 см. В ширину — от 8 см до 45 см. При производстве соблюдаются все требования ГОСТа.
Виды тротуарных бордюров
К ним относятся поребрики из бетона и бортовые камни, изготовленные с помощью вибролитья и вибропрессования.
Бетонные поребрики
Широкое применение поребрики получили при прокладке автомобильных дорог: ими отделяют проезжую часть от пешеходной. Изготавливают поребрики согласно ГОСТу, методом прессования или литья.
Вибролитьевые бордюры
Изготовленные методом литья, такие изделия имеют искривленную геометрию в связи с использованием жидкого бетонного раствора. Воздух, остающийся в растворе, не изгоняется, в результате чего готовое изделие получается с пористой структурой и легко разрушается. Такие бортовые камни дешевле бордюрных, изготовленных методом вибропрессования, но не имеют других расцветок, кроме серой, а армирующий каркас затрудняет монтаж ограждений в случае их нарезки.
Вибропрессованный бордюр
Технология изготовления позволяет получить ровную поверхность. По техническим показателям вибропрессованные бортовые камни обладают пониженным влагопоглощением, прочностью и износостойкостью. Метод штамповки позволяет получить большое количество готовых изделий с различным цветом.
Вибропрессованые бордюры
Вибролитьевые бордюры
Бетонные поребрики
Чем отличаются вибропресованные от вибролитых бордюров?
В первую очередь изделия отличаются способом производства. Вибропрессование предполагает производство изделий в крупных масштабах и потому использует вибрационные установки. А вибролитые бордюры изготавливаются ручным способом.
Вид бордюра | Технические характеристики | Внешний вид |
Вибролитой | Тяжелый вес, низкая морозостойкость и эксплуатационные показатели. Вследствие пор быстро образуются трещины и сколы, что приводит к скорому разрушению борта. | Поверхность пористая, неэстетичный серый цвет, после монтажа остаются грубые стыки. Сложность в установке при устройстве поворотов — арматуру сложно срезать без ущерба общему виду изделия. |
Вибропрессованный | Компактность и сравнительно небольшой вес, ровная поверхность, отсутствие пор, хорошие эксплуатационные показатели вследствие высокой прочности и морозостойкости. | Ровная поверхность без пор, эстетичный внешний вид, широкий спектр цветовых решений, возможность применения для оформления углов. |
Виды дорожных бордюров
Дорожные бордюры подразделяются по способу изготовления и использования. В зависимости от способа производства бордюрного элемента различают:
- колотый;
- пиленый;
- обожженный;
- полированный.
Бортовой камень выпускается в следующих видах:
- Дорожный.
Является самым востребованным, поскольку с его помощью оформляются все дорожные полотна.
- Магистральный.
Применяется при прокладке автомобильных дорог.
- Тротуарный.
Используется для обустройства дорожек в парковой зоне, пешеходных дорожек и тротуаров.
- Садовый.
Относится к тротуарным бордюрам, предназначен для оформления садовых дорожек и ограничения газонной зоны.
Помимо вышеперечисленных, имеются и другие подвиды бортового камня, различающиеся своими размерами и внешним видом:
- Поребрик.
Используется при оформлении газонов, дорожек и пешеходной зоны.
- Газонный блок.
Относится к разновидности поребрика, предназначается для укладки на территории газонов с целью предотвращения расползания грунта.
- Бортовой камень со скошенной стороной.
Устанавливается в местах, предназначенных для заезда на парковку.
- Бордюр радиусной формы.
С его помощью выстраиваются отрезки проезжих частей дорог и клумб круглой и овальной форм.
Газонный блок
Бортовой камень со скошенной стороной Кроме этого, бордюрные ограждения классифицируются по виду используемого сырья:
- Вибропрессованные.
Обладая большой прочностью, такие ограждения имеют длительный срок эксплуатации при высоких перепадах температур. Влагостойкость материала позволяет устанавливать бортики практически в любой климатической зоне.
- Железобетонные.
Для их изготовления используется мелкозернистый армированный бетон, отличающийся своей долговечностью и устойчивостью к механическим повреждениям.
- Гранитные.
Изделия из этого материала являются самыми прочными, но и самыми дорогими. Выдерживают большие температурные перепады, обладают повышенной устойчивостью к истиранию.
Описание разновидностей бордюров по составу
Из чего сделан бордюр | Описание |
---|---|
Бетон | Производится из бетона марки М400, обладает высокой прочностью. Может быть усилен путем армирования. |
Природный камень | Изготавливается путем выпиливания из монолитных натуральных камней. Обладает повышенной прочностью, однако имеет и более высокую стоимость. При этом внешний вид бордюров из натурального камня считается одним из самых привлекательных. |
Искусственный камень | Производится путем смешивания бетона с каменной крошкой, что обеспечивает высокую прочность и красивый внешний вид. Иногда такие бордюры очень похожи на природные камни, имея при этом более выгодную стоимость. |
Клинкер | Изготавливается из керамической глины. Фактически представляет собой тот же кирпич характерного цвета, но другой формы. |
Полимерно-песочная смесь | Изготавливается путем смешивания, нагрева и формации компонентов. В некоторых случаях может использовать керамзит для снижения массы изделия. Не обладает высокой прочностью, расширяется при нагреве, а также не имеет широких цветовых вариаций. |
Резина | Производится из резиновой крошки, полученной путем переработки резиновых изделий. Имеет низкую жесткость, за счет чего отличается высокой безопасностью. Часто используются на детских площадках и спортивных объектах. Из недостатков можно выделить пожароопасность материала. |
Пластик | Не очень распространенный тип бордюров, так как имеет низкую прочность и выцветает под воздействием солнечных лучей. Однако подразумевает максимальное разнообразие форм и цветовых решений, а также низкую стоимость. |
Технология укладки бортового камня
Технология укладки бортового камня Бордюры (бортовые камни) – это изделия, укладываемые узкой полосой. Используются для отделения проезжей части от тротуара, пешеходной дорожки – от зеленых насаждений, для зонирования сада, организации полос и островков безопасности. В ГОСТе 6665-91 предусмотрен выпуск нескольких типов бортового камня:
- прямого рядового,
- с уширением,
- лотком,
- криволинейного,
- въездного.
Для изготовления этой продукции применяется бетон класса прочности В30 и высокой морозостойкости – от F200. Пример технологической карты на бортовой камень – ltsr.ru/vibropress/bordyurnyy_kamen/.
Виды бортовых камней
Технология укладки бордюра определяется типом изделия.
По функциональному назначению различают:
Дорожные бортовые камни.
Служат для обрамления проезжей части. Имеют наибольшие габариты. Разделяют разные по функциональности зоны дорожного покрытия и защищают пешеходов от наезда автотранспорта. Обычно имеют серый цвет.
Тротуарные изделия.
Востребованы для ограничения пешеходных дорожек. Этот вид бордюра применяется при укладке тротуарной плитки. Предотвращает ее расползание и ограничивает разрастание травы.
Декоративные.
Используются для окаймления цветников, дорожек, площадок на личных участках. Садовые бордюры обычно имеют небольшую толщину и значительную длину, являются элементами ландшафтного дизайна и защищают грунт от расползания из-за талых и ливневых вод.
Необходимые инструменты и материалы
Для проведения работ по укладке бортового камня потребуются:
- строительный уровень,
- рулетка,
- штыковая лопата,
- инструмент для трамбовки,
- колья и шнур для разметки,
- резиновый молоток,
- лом,
- углошлифовальная машинка («болгарка»).
Для замешивания бетонной смеси и/или цементного раствора необходимы: бетономешалка или емкость для приготовления бетона вручную.
Из материалов, помимо самого бордюра, понадобятся:
- Цемент.
- Чаще всего используется портландцемент марок М400 или М500.
- Крупный заполнитель – щебень гравийный, известняковый, гранитный, средней и мелкой фракции (до 40 мм). Понадобится в случае изготовления бетонного или песчано-щебневого основания для бортового камня.
- Мелкий заполнитель – песок для строительных работ.
- Вода.
Этапы работ
Укладка бордюра для ограничения плиточного, бетонного или асфальтового покрытия производится до монтажа покрытия. Для определения требуемого количества бортовых камней измеряют длину дорожки и делят это значение на длину бордюрного элемента. Полученное значение округляют в большую сторону. Если планируется обрамление дорожки с двух сторон, то результат вычислений удваивают.
Перед монтажом поребрика выполняют подготовительные мероприятия, которые включают:
- Разметку будущей траншеи с помощью кольев, на которые натягивают нити. Они показывают уровень расположения верхней грани бордюрного камня.
- Подготовку траншеи – вручную или с использованием экскаватора с узким ковшом. Ширина траншеи должна быть немного больше толщины бордюрного камня – на 5-7 см с каждой стороны. Глубина – равна сумме подземной части бортового камня и высоте подготовительного слоя, изготавливаемого несколькими способами.
- Устройство подготовительного слоя.
Варианты изготовления «подушки» под укладку бортового камня:
- Наиболее простой способ – устройство утрамбованного песчаного основания толщиной 30-50 мм. Песок перед трамбовкой смачивают водой. На песчаный слой укладывают мелкофракционный щебень – 30-50 мм. Такой вид основы пригоден для монтажа тонких тротуарных и декоративных бордюрных камней.
- Второй вариант – устройство основания из цементно-песчаного раствора, который укладывают на дно траншеи с выравниванием и уплотнением. На раствор устанавливают бордюрный камень.
- Самой надежной основой является бетонная смесь класса прочности не ниже В15, выкладываемая на песчано-щебневую подушку сплошным слоем или отдельными кучами. Бордюр укладывают на незастывшую бетонную смесь.
Этапы монтажа бордюрных камней:
- Бетонные элементы опускают в траншею на подготовленное основание с помощью специальных клещей. Тяжелые экземпляры массой по 100-120 кг опускают 2-3 человека.
- Для установки камня в требуемое положение по горизонтали и вертикали используют резиновые молотки. Твердый инструмент в данном случае не применяют, потому что он может расколоть бетонный элемент.
- Зазор между камнями оставляют равным 2-3 мм. Впоследствии его заделывают цементным раствором.
- Пространство между камнем и стенкой траншеи заливают бетонной смесью или засыпают мелкофракционным щебнем, а затем проливают жидким цементно-песчаным раствором.
Технология монтажа в зависимости от типа
Установку бордюров для тротуаров рекомендуется доверить профессионалам. Если такой возможности нет, при производстве работ своими руками, рекомендуется придерживаться следующей технологической карты:
- Вне зависимости от типа бордюрного камня, выполняется геодезическая разбивка территории.
- В характерных точках устанавливаются колья, между которыми натягивается шнурка.
- Бетонные или гранитных бордюры требуют искусственного основания и корыта. В случае с металлическими деталями, достаточно узкой борозды или простой забивки погружных стержней в грунт
- По дну корыта устраивается слой песчано-гравийной смечи, с уплотнением до степени 0,95.
- Тяжёлые каменные бордюры монтируются в предварительно приготовленную жёсткую цементно-песчаную смесь.
- После установки бордюров, корректировка их положения выполняется деревянными киянками до достижения прямой линии.
- На финальном этапе, производится контроль положения бордюра уровнем и шнуркой.
После монтажа бетонных или гранитных бордюров, необходимо выждать от 24 до 48 часов, после чего можно приступать к следующим работам по устройству тротуара.
При монтаже стальных изделий, необходимо убедиться, что территория не относится к потенциально подтопляемым зонам, так как повышенная влажность может привести к разрушению как материала борта, так и самого бордюра.
Возможные сложности и ошибки
При производстве работ по установке бордюров для тротуаров, новички нередко допускают ряд серьёзных ошибок, которые ведут к негативным последствиям
Чтобы этого не произошло, рекомендуется уделить повышенное внимание следующим нюансам:
- В траншее постоянно образуется вода – высокий уровень верховодки обязывает устраивать водопонижение, дренаж или зумпфы.
- При установке, камни дают моментальную осадку. При слабых грунтах – торфяниках или мягкопластичных глинах, рекомендуется полная замена основания на глубину до 40 см, вплоть до цементирования части грунта.
- Бордюры не становятся в единую линию – из-за нарушения технологии изготовления, либо наличия товаров от разных партий, их толщина отличается – при выборе продукции, нужно отслеживать номер партии.
- Цементно-песчаная смесь постели для установки бордюрных камней не твердеет длительное время и не обеспечивает должный показатель адгезии – необходимо проверить состав раствора, и, при необходимости, увеличить количество цемента.
Главной ошибкой большинства потребителей является выбор и покупка некачественного продукта, на поверхности которого содержится множество раковин, сколов или трещин, что приводит к быстрому разрушению из-за нарушения технологии изготовления.