Бордюрный камень — изготовление своими руками
Процесс изготовления бортового камня состоит из двух основных этапов – подготовки инструментов, и материалов, сборки формы, собственно самого процесса заливки.
Материалы и инструменты
Для того чтобы сделать бортовой камень потребуются следующие инструменты:
- емкость для приготовления бетона или бетономешалка;
- шуфель;
- оцинкованное 12-ти литровое ведро;
- мастерок;
- глубинный вибратор (или перфоратор с насадкой-миксером);
- шуруповерт.
Для того чтобы сделать качественный дорожный бордюр потребуются следующие материалы:
- гравий с размером частиц от 20 до 40 мм;
- песок;
- цемент марки М400-М500;
- ДСП толщиной 18 мм для изготовления формы;
- вода;
- саморезы;
- пластиковый уголок.
Изготовление формы для заливки — бордюрный камень
Форма для заливки данных бетонных изделий изготавливается следующим образом:
- Из толстого ДСП делают коробку – внутренняя длинна и ширина коробки, высота от дна должны соответствовать аналогичным параметрам изделий которые планируется изготавливать. Все элементы коробки скрепляют оцинкованными прочными саморезами.
- Внутрь коробки крепят пластиковые уголки – расстояние между этими элементами определяет ширину будущего изделия.
- Из того же ДСП вырезают перегородки которые вставляя внутрь формы фиксируют с помощью уголков.
Рисунок 6. Самодельная форма для изготовления бордюрного камня Для того чтобы при заливке формы бетоном ее не деформировало длинные стороны фиксируют между собой струбцинами
Изготовление бордюров
Изготовление бордюров из бетона своими силами состоит из следующих этапов:
- Приготовление рабочего раствора – во вращающийся ковш бетономешалки засыпают цемент, песок и гравий в соотношении 1:3:3, добавляют воду в таком количестве, чтобы готовый раствор имел консистенцию густой сметаны.
- Заливка рабочего раствора в форму – готовый бетон во все секции самодельной формы при помощи ведра.
- Уплотнение бетона при помощи глубинного вибратора или насадки-миксера на перфоратор.
- Застывание – форму с уплотненным бетоном стягивают с двух сторон при помощи струбцины и оставляют на 12-18 часов для затвердения.
- Выемка готового изделия из формы – после того как раствор в форме затвердел и набрал требуемую прочность с формы снимают струбцины, переворачивают ее и легкими постукиваниями по дну вынимают готовые изделия.
Приготовление бетона
Раствор лучше всего замешивать в бетономешалке. Таким образом готовые изделия получатся прочными и качественными. Вручную тщательно вымесить бетон миксером является сложной задачей, поскольку в состав раствора входит щебень
Это отрицательно повлияет на конечный результат работы и качество изделия.
Важно, чтобы вода и песок были чистыми. В песке не должно быть примесей глины, которая снижает марку бетона и уменьшает эксплуатационный срок бордюра
Поэтому перед работой песок необходимо просеять. Воду лучше всего брать водопроводную или из колодца.
Для легкого извлечения готовых изделий из форм их внутренние стенки рекомендуется смазать машинным маслом.
Раствор бетона марки М400 готовится из цемента, песка и гравия в пропорциональном соотношении 1:2,5:3, а марки М500 – в пропорции 1:3:4. Сначала в бетономешалку засыпается половина от необходимой порции песка и щебня, полученная масса перемешивается в течение 2-3 минут. После этого добавляется цемент и оставшиеся части песка, щебня и вновь перемешивается в сухом виде в течение 4-5 минут.
В воде разводится пластификатор или жидкое моющее средство и постепенно добавляется к сухой смеси в бетономешалку до получения раствора нужной густоты. Цветные бордюры можно получить, добавив в воду красящий пигмент. Бетономешалка на всех этапах добавления материалов должна непрерывно работать.
Схема приготовления раствора бетона для заливки в формы и в опалубку одинакова. Отличие состоит только в нужном количестве раствора. Чем больше форм, тем процесс изготовления бордюров будет происходить быстрее. Рекомендуется иметь не менее 8-10 форм.
Виды бордюров
Бордюры или поребрики по своему назначению различаются на следующие виды:
- дорожные. Они разделяют проезжую часть от тротуара, газона, площадок и т.д.;
- магистральные. Предназначены для отделения края дороги с плотным трафиком от грунта. Они не только обозначают ширину дорожного полотна, но препятствуют смещению и разрушению покрытия;
тротуарные или садовые. Это бордюры, которые применяется для оформления частных территорий. Они отделяют дорожки и площадки от газона, огорода и т.д. Кроме эстетической составляющей, данные элементы несут и функциональную нагрузку. Так, садовый бордюр препятствует попаданию грунта на дорожки, а следовательно они остаются чистыми даже в ветреную или дождливую погоду. Также он не позволяет смещаться покрытию и удерживает границы ширины дорожки;
декоративные. Несмотря на название, декоративный поребрик выполняет не только эстетическую функцию. Он может применяться для отделения огорода от газона или клумбы от сада и т.д. Таким образом, насыщенный удобрениями плодородный слой почвы не будет смещаться при эрозийных процессах или с потоком воды после осадков.
В данной статье речь идет об оформлении частного участка, поэтому и рассматриваться будут только последние 2 вида бордюров.
Монтаж на песчаное основание
Если грунты на участке не склонны к интенсивному пучению, можно произвести установку бордюра или поребрика непосредственно в песок. Такой способ монтажа подразумевает применение песчаной засыпки. Внизу основание закрепляется при помощи щебеночной подушки. Слой дробленого камня должен составлять не менее 15 см. Далее укладывается 5 см песка. После того как камень установлен, свободные места в полости траншеи засыпаются щебнем до верха. При правильно выбранной глубине засыпки можно не беспокоиться о том, что на протяжении нескольких месяцев бордюрный камень будет сохранять необходимое положение. Однако, рассматривая этот способ монтажа, нужно обязательно помнить о том, что это временная мера, а не полномасштабное решение всех проблем.
Виды бетонных бордюров для садовых дорожек
Существует три вида строительных материалов этого типа:
- Тротуарный дорожный камень промышленного производства, изготовленный в соответствии с требованиями ГОСТ 6665-91. «Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия».
- Формовой бетонный садовый бордюр, изготовленный своими руками непосредственно на строительной площадке.
- Декоративный бордюр, залитый в опалубку по аналогии с ленточным фундаментом.
Рассмотрим особенности каждого типа подробнее.
Бетонный формовой садовый бордюр ГОСТ 6665-91
Этот тип бордюра выпускается производственными компаниями, специализирующимися на изготовлении ЖБИ и тротуарной плитки. Готовые к установке изделия можно приобрести либо в производственной компании, либо в магазинах строительных материалов.
Технические характеристики садового бордюра:
- Обозначение в соответствии с требованиями ГОСТа: БР 100.20.8 (Бордюр Рядовой 100х20х8 см.).
- Назначение: отделение садово-пешеходных дорожек от газонов и клумб.
- Средняя масса, кг: 40.
- Класс бетона по прочности на сжатие: В22. Соответствует марке бетона М300.
- Размеры садового бетонного бордюра по ГОСТ: длина 1000 см, высота 200 мм, ширина 80 мм. На верхней грани элемента выполнена декоративная фаска 15х15х45 °.
- Материал изготовления: не армированный мелкозернистый бетон.
- Условия твердения бетона: пропаривание при температуре не более 70 градусов Цельсия.
- Средняя цена 1 единицы в розничной продаже: 140-185 руб. плюс доставка.
Формовой бордюр собственного изготовления
Должен соответствовать гостовскому изделию по всем техническим характеристикам, кроме двух факторов: заливка изделий производится в самодельные деревянные формы или покупные полипропиленовые формы, а пропаривание при температуре 70 градусов Цельсия заменяют вибрированием тем или иным способом.
форма для бордюра
Соответственно качество самодельного бордюра несколько хуже, чем элементов заводского изготовления. Для определения целесообразности самостоятельного изготовления, рассчитаем примерную себестоимость бордюрного камня произведенного своими силами. Исходные данные:
- Стоимость формы: 580 рублей.
- Стойкость формы: до 300 циклов заливки.
- Материал заливки: бетон М300;
- Стоимость 1м3 бетона: 3550 руб.
- Объем готового изделия: 0,016 м3.
- Количество единиц получаемых из 1 м3: 1/0,016=62 шт.
- Доля стоимости формы в одной единице: 580/300=1,93 руб.
Примерная себестоимость бордюра собственного изготовления: 3550/62+1,93=59 рублей. Подобная значительная разница в цене изделия заводского и цене самодельного изделия объясняется высокой себестоимостью пропаривания, начислениями на заработную плату, НДС и накладными расходами. Вывод. Если стоит задача получить недорогой садовый бордюр, есть смысл изготовить его своими силами.
Бордюр заливаемый в опалубку
Технология создания бордюра этого вида, аналогична технологии заливки ленточного фундамента. В предварительно отрытую и подготовленную канавку устанавливается опалубка, в которую заливается бордюр.
Опалубка выдерживается в течение 72 часов, демонтируется, готовый бордюр, болгаркой расшивается температурными швами, укрывается полиэтиленовой пленкой и после набора прочности (14-28 суток) готов к эксплуатации.
Преимущества: совмещение процесса изготовления и установки, минимально возможная себестоимость, возможность формирования элементов имеющих любую криволинейность. Недостатки: относительно низкое качество и долговечность, относительно худший внешний вид.
Пластиковый бордюр — доступный аналог камню
Это отличное решение для оформления приусадебных участков. Такие садовые бордюры обычно обходятся дешевле бетонных аналогов, при этом намного удобнее в плане установки. Однако идеальных материалов не существует в природе, поэтому пластиковые бордюры тоже не лишены недостатков, но обо всем по порядку.
Плюсы и минусы пластика на садовой дорожке
Преимущества:
- Широкий ассортимент. Помимо обычных ленточных моделей, в продаже можно встретить декоративные элементы, имитацию природного камня, кирпича, дерева и металла.
Практичность. В случае повреждения пластиковой секции, её можно легко заменить. С тротуарными бордюрами из бетона придётся повозиться намного дольше.
Длительный срок эксплуатации. Пластик относится к категории долговечных материалов.
Нейтральность к любой среде. Пластиковые изделия устойчивы к резким температурным перепадам, не боятся влажности, не выгорают на солнце.
Привлекательный внешний вид. Такие бордюры выпускаются в разнообразной цветовой гамме, что открывает практически безграничные возможности для оформления приусадебных участков.
Нужно отметить, что пластик легко гнётся, что позволяет создавать извилистые дорожки.
Если говорить о недостатках
, нарекания вызывают такие нюансы:
- Хрупкий пластик подвержен механическим повреждениям.
Материал хорошо горит.
Сомнительная экологическая безопасность.
Типовые размеры и монтаж
Ширина пластиковых бордюров варьируется в пределах 10-28
сантиметров, толщина:0.5-2 мм.
Если говорить об особенностях монтажа, пластиковые изделия намного удобнее бетонных аналогов. Ключевое отличие заключается в том, что отпадает необходимость в предварительной подготовке участка. Вдоль дорожки или клумбы выкапывают траншею, глубиной около 10 см
. Сюда забиваются заострённые колышки, которые имеются в основании пластиковых бордюров.
Секции скрепляются между собой замковыми соединениями. Бордюр выравнивается по уровню, затем траншею засыпают грунтом.
Как рассчитать количество стройматериала?
В первую очередь необходимо определить общую длину будущего бордюра. Для этого надо посчитать длину периметра участка, который планируется огородить, и прибавить к полученному результату 10%. Это позволит компенсировать повреждение материала и ошибки, возникшие при измерении. Бордюрный камень может повредиться в следующих случаях:
- Ошибки, возникшие при погрузке стройматериала в транспортное средство, и неаккуратные действия работников при выгрузке бетона на строительном объекте.
- Разрушение бордюрного камня в процессе его распиливания для подгонки под требуемый угол или длину.
- Не аккуратное движение ломом в процессе установки бордюра.
Некоторые владельцы строительных объектов с целью минимизировать финансовые затраты заказывают бордюр без запаса. В случае повреждения нескольких бордюрных камней им приходится повторно нанимать транспортное средство, чтобы доставить на место выполнения строительных работ требуемое количество бордюра.
Также перед покупкой тротуарного бордюра необходимо определиться с высотой подстилающих слоев, то есть основания под бордюр. К полученной сумме надо прибавить толщину отмостки (брусчатка, плитка, дикий камень) и добавить еще 10-20 см с расчетом на установку. В результате получится оптимальная высота бордюра.
Бордюры любого вида транспортируются до конечного места назначения (объекта строительства) на специальной деревянной таре – надежных усиленных поддонах. Дополнительно стройматериал упаковывается прочной стрейч-лентой. Доставка бордюра осуществляется с использованием специальной техники.
Установка бордюр
Установка поребрика начинается со снятия верхнего слоя грунта на глубину, не меньшую половины его высоты, и ширину, минимум в 1,5 раза превышающую толщину изготовленного изделия. Участок размечается и фиксируется колышками и натянутым между ними шнуром. Шнур натягивается по внешнему краю и на уровне высоты установки бордюрного камня. Уровень верхней плоскости бордюра должен превышать на 3-5 см плоскость дорожного покрытия или земли (если дорожка отделяется от клумбы).
На дно траншеи засыпается слой щебня и песка толщиной 5-8 см и тщательно трамбуется. После этого замешивается раствор из цемента и песка в соотношении 1:4. Бордюры устанавливаются на раствор и трамбуются резиновым молотком. При этом контролируется их горизонталь по натянутому шнуру и строительному уровню.
Когда будет полностью установлен весь ряд бордюрных элементов, по обеим сторонам конструкции засыпается песок и для уплотнения проливается водой.
№5. Кирпичный бордюр
Бордюр из клинкерного или облицовочного кирпича станет отличным вариантом для оформления дорожки из камня, плитки, брусчатки и все того же кирпича.
Основные преимущества:
- прочность и долговечность;
- экологичность;
- устойчивость к перепадам температур и влаге;
- устойчивость к солнечным лучам, плесени и грибку.
Кирпич можно установить на ребро, под наклоном, горизонтально или любым другим способом. Укладывать его лучше на цементный раствор, а чтобы получить бордюр с одинаковой высотой во всех точках, можно предварительно натянуть на необходимом уровне веревку, и при укладке равняться на нее.
Разновидности камней для бордюров
Бордюры делают из бетона, железобетона, песчаника, кирпича и гранита. В зависимости от назначения выделяют несколько разновидностей камней для ограждений:
- Магистральный, или дорожный. Выполняется из качественного мелкозернистого бетона, обладает хорошей стойкостью к химическим веществам, воздействию снега, дождя, морозов. Поребрик из бордюрного камня имеет высокую стойкость к вибрации и физическим нагрузкам. Весит один блок 94 кг, а его размеры (длина, ширина, высота) составляют 100/300/150 мм. Самым распространенным его цветом является серый, реже встречается черный и красный.
- Тротуарный борт тоже делают из бетона. Его вес — 36 кг, а размеры — 1000/200/80. Бордюры выпускают в богатой цветовой гамме, чтобы они красиво сочетались с тротуарной плиткой (есть оранжевые, красные, оливковые и коричневые блоки разных оттенков).
- Садовый и газонный бортовой камень используется в ландшафтном дизайне, поэтому производители делают акцент на его внешнем виде, а не на высокой прочности. Такие бордюры не только изготавливают из окрашенного в разные цвета бетона, но и используют в качестве материалов для них гранит, песчаник, выпускают элементы разной формы. Бортовые блоки для клумб и газонов обладают небольшими размерами: 400/200/50.
При изготовлении дорожных бортов бетон часто армируют с целью укрепления, а для садовых бордюров применяют натуральный камень или кирпич, который стоит дешевле.