Состав
Рассчитывая, из чего состоит композиция, стоит выделить две группы компонентов: органическое вяжущее вещество и минеральный наполнитель. Проектирование конкретного состава осуществляют с учетом физико-химических свойств материала и нормативных требований.
Основные компоненты смеси асфальтно-бетонной:
1) Щебень либо гравий – для предотвращения ползучести, повышения срока службы нужно, чтобы вяжущее вещество хорошо сцеплялось с зернами заполнителя. Для этого используется чаще всего щебень плотных горных пород и метаморфических карбонатных (чаще известняки, доломиты), в форме куба. Количество пластинчатых зерен должно составлять максимум: 15% для марки А, 25% для Б, 35% для марки В. Объем пылеватых или глинистых включений не должен превышать 1-2%. Щебенку берут с размером зерна 10-40 миллиметров.
Песок и гравий, включенные в состав композиции, должны соответствовать нормам, указанным в ГОСТ8736-93. «Песок для строительных работ.» (106кБ) и ГОСТ 8267-93. «Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ.» (179кБ).
2) Песок – отсев дробления щебня или природные залежи (не речной песок) разных фракций ввиду того, что фракции одного размера увеличивают пористость слоя. Песок может быть крупнозернистым (Мк 2.5), среднезернистым (Мк 2.0-2.5) и мелкого зерна (Мк 1.0-2.0). По прочности мелкие заполнители не должны быть марки ниже 1000, максимальный объем глинистых частиц – 0.5%.
Дробленый природный песок и износостойкий высокопрочный щебень обеспечивают нужную шероховатую фактуру покрытия. Песок с минеральным порошком выступает в качестве лигатуры, которая структурирует битум, влияет на устойчивость к теплу, вес и плотность, дает необходимую прочность дороги.
3) Минеральный порошок – должен быть достаточно мелкого помола, чтобы при рассеве во влажном состоянии легко проходил через сито с отверстиями 1.25 миллиметров. Коэффициент гидрофильности не должен превышать единицу. Количество и качество порошка при одинаковых пропорциях других составляющих напрямую влияют на структуру вяжущего. Если порошка слишком много, покрытие будет менее прочным (особенно при минусовых температурах).
4) Битум – продукт переработки нефти, выступает в роли вяжущего, склеивая все крупные компоненты и заполняя промежутки между ними, делая асфальтовую смесь водостойкой и прочной. Битум может быть вязким и жидким, уровень вязкости указывается в документации, зависит от температуры и составляющих. Нужно помнить, что при повышении температуры показатель вязкости понижается, при понижении – вырастает. При минусе вяжущее схватывается и становится очень хрупким.
Марки дорожного битума – БНД 40/60, 60/90, 90/130, 130/200. Вязкие составы применяются для создания смесей любой температуры, выступают главным сырьем для приготовления жидкого продукта при условии добавления разных растворителей. Зимой обычно используют жидкий продукт, со специальными разжижителями и присадками, они в процессе твердения покрытия испаряются и придают битуму обычное состояние.
Отбор проб
Пробы асфальтобетона отбирают согласно с уставом ГОСТа (п. 2.3):
- Вырубают или высверливают небольшую прямоугольную форму (диаметр писаного образца 50 мм, с крупными вкраплениями 100 мм, с мелкими вкраплениями 70 мм).
- Для отбора проб не используют остатки образцов из керна, подвергшийся тестированию. Исключение распространяется на переформированные высушенные части асфальтобетона.
Также образцы изготавливают тремя способами:
- Уплотняют с помощью пресса под высоким давлением с подогревом форм (по методу Маршала);
- Уплотняют с помощью вибровальной машины, в отдельных формах.
Вид состава | Температурный режим |
Теплый | От 120 до130 C |
Холодный | От 100 до 120 C |
Горячий | От 100 до 110 C |
Купить асфальтобетон
Асфальтобетон – искусственный строительный материал, получаемый путем уплотнения и отвердевания специальной смеси из битума и минеральных материалов. В качестве минеральных компонентов используются щебень, песок, гравий или специальный порошок.
Песок применяется для заполнения пространства между зернами гравия, а минеральный порошок проникает в поры между песчинками. Размеры фракций всех составляющих могут существенно отличаться. В зависимости от марки асфальтобетона они составляют от 5 до 40 мм. Современные асфальтобетонные смеси производят из жидких нефтяных битумов и модифицированных компонентов с улучшенными свойствами.
Вид, тип, марка асфальтобетонной смеси (асфальтобетона) | Цена, руб/тонна | |
1.1 | Мелкозернистый асфальтобетон тип А, марка 1 , МА1, МА2 | 2 791 |
1.2 | Мелкозернистый асфальтобетон тип Б, марка 1, МБ1, МБ2, МБ3 | 2 791 |
1.3 | Мелкозернистый асфальтобетон тип В марка 2, МВ2 | 2 732 |
1.3.1 | Мелкозернистый асфальтобетон тип В марка 3, МВ-3 (по СТО 20% щебня) | 2 673 |
1.3.2 | Малощебенистая а/б смесь МВП-III (по СТО 10% щебня) | 2 614 |
1.3.3 | Мелкозернистая асфальтобетонная смесь холодная МХ-1 по СТО 5718-007-11418567-2018 | 1 434 |
1.4 | Песчаный асфальтобетон Л4 | 2 673 |
1.5 | Песчаный асфальтобетон ПДII / песчаный на отсеве ПГ | 2 673 |
1.6 | Песчаный асфальтобетон ПД3, ПДо3 | 2 673 |
1.7 | Крупнозернистый асфальтобетон плотный КБ1, КБ2 | 2 791 |
1.8 | Крупнозернистый асфальтобетон пористый КП1,КП 2 | 2 732 |
1.9 | Литой асфальт, Л5, Л5М | 3 971 |
1.10 | Литой асфальт , Л1,Л2,Л3 по ГОСТ Р54401-2011 на БНД 60/90 | 4 856 |
1.11 | Литой асфальт на полимерно-битумном вяжущем, Л1 на ПБВ | 5 977 |
1.12 | Щебеночно-мастичный асфальт, ЩМА 15, ЩМА 20 | 3 676 |
1.13 | Мелкозернистый асфальтобетон тип Б на вяжущем БИТРЭК | 3 676 |
1.14 | Мелкозернистый асфальтобетон тип А на вяжущем БИТРЭК | 3 676 |
1.15 | Мелкозернистый асфальтобетон типА, тип Б на полимерно- битум. вяжущем ПБВ | 3 676 |
1.16 | Асфальтобетонная смесь для устройства шероховатых тонкослойных покрытий, ШТП | 3 499 |
1.17 | Щебёночно-мастичный асфальт на вяжущем битрек ЩМА | 4 738 |
1.18 | Щебеночно-мастичный асфальт на ПБВ, ЩМА на ПБВ 60 | 4 738 |
1.19 | Холодный асфальт, ХА (фасованный в мешки по 30-35кг) | 7 570 |
Расчет расстояний от завода при доставке в пределах МКАД, за пределами МКАД возможна отправка продукции с других точек, подробности уточняйте у менеджеров | Расстояние от Нагорного проезда | ||
до 15 км | от 15 до 30 км | свыше 30 км | |
Самосвал | 5000 руб. | 6000 руб. | 7000 руб. |
Тонар | 6000 руб. | 7000 руб. | 8000 руб. |
Множество типов асфальтобетонных составов (горячих, холодных, уплотняемых и пр.) существенно расширяет сферу использования материала. Главным образом асфальтобетон используют для получения однородного монолитного покрытия. Кроме того материал применяется в качестве:
- Нежесткого покрытия торговых зон и промышленных площадок.
- Асфальта для тротуаров и велосипедных дорожек.
- Литых смесей для кровельных работ и стяжек полов.
В закупке искусственный асфальтобетон обойдется гораздо дешевле, чем тротуарная плитка или каменная брусчатка.
Сертификаты
Сегодня практически не существует альтернативы недорогому и практичному асфальтобетону. Преимущества материала очевидны:
- Высокая прочность и устойчивость к деформациям.
- Идеальная ровность и высокая демпфирующая способность покрытий.
- Пригодность для быстрой укладки и уплотнения механизированным способом.
Наша компания предлагает высококачественный асфальтобетон с доставкой на объекты заказчиков в Москве и Подмосковье по наиболее выгодной цене в регионе. Мы выполним отгрузку сразу после получения оплаты. Наличие собственного парка грузовой автомобильной техники позволяет перевозить любые партии асфальтобетона в максимально сжатые сроки.
Для быстрого оформления заказа на асфальтобетонную смесь достаточно позвонить по телефону, указанному на сайте «АсфальтСтрой24». Вы также можете воспользоваться услугой обратной связи. Квалифицированные менеджеры предоставят развернутые ответы на все интересующие вопросы и помогут определиться с заявкой.
Свяжитесь с нами
Типы смесей и их основные параметры
В первую очередь вся продукция данного вида разделяется на группы в зависимости от того, какой компонент использован в качестве основного наполнителя, бывают гравийные, щебеночные и песчаные смеси.
Также применяется битум разной вязкости, из-за этого может различаться способ укладки:
Горячие асфальтобетонные смеси укладываются при температуре не менее 120 градусов, для их производства используются как жидкие, так и вязкие битумы. Для масштабных объектов и автодорог с высокими нагрузками и интенсивным движением используется именно этот вариант, так как с его помощью можно уложить качественное и долговечное покрытие.
Работы с горячим асфальтом требуют наличия специальной укладочной техники, без нее добиться хорошего результата невозможно
Теплые асфальтобетонные смеси (многие специалисты называют их и вовсе холодными) могут укладываться и при более низких температурах. Нижний предел температуры составляет 5 градусов тепла, но лучше все-таки проводить работы при 20-30 градусах. При изготовлении применяется только жидкий битум.
Битум – важнейший компонент, от качества которого во многом зависит прочность асфальта
Еще один важный фактор – плотность асфальтобетонной смеси.
Вид состава | Процент остаточной пористости | Сфера применения |
Высокоплотный | 1%-2.5% | Трассы с интенсивным движением |
Плотный | 2.5%-5% | Дороги с умеренным движением |
Пористый | 5.0%-10% | Пешеходные и велосипедные дорожки |
Высокопористый | 10%-18% | В качестве подложки под более прочные составы |
Также можно подразделить все составы по фракциям:
- Если присутствуют включения диаметром до 40 мм – крупнозернистый.
- При фрагментах величиной до 20 мм – мелкозернистый.
- Если размер самых крупных вкраплений не превышает 5 мм – песчаный.
В зависимости от количества щебня, присутствующего в составе, выделяются следующие виды асфальтобетонных смесей:
- «А» — данное обозначение говорит, что содержание щебня в общем объеме состава колеблется в пределах от 50 до 60%.
- «Б» — обозначает, что в готовом асфальтобетонном составе содержится от 40 до 50% щебневого наполнителя.
- «В» — аббревиатура применяется для обозначения составов, в которых присутствует 30-40% щебня.
Ремонт асфальта
Необходимость в ремонтировании слоя асфальтобетонного покрытия может появиться в нескольких случаях – если покрытие старое и по объективным причинам разрушается, если толщина слоя была недостаточной, если подушка выполнена неправильно. Также в случаях нарушения технологии укладки покрытия могут появляться проблемы в процессе эксплуатации.
Чтобы исключить разрушения асфальтобетонного слоя, желательно раз в 4-5 лет его обновлять, а появившиеся трещины и другие дефекты чинить сразу, заделывать герметиками, стойкими к химическому воздействию и воде. Раскрошившийся асфальт нужно менять полностью.
Методы восстановления асфальтобетонного слоя:
- Заделка трещин гудроном – очищают поверхность, засыпают песком на 2-3 сантиметра трещины, заполняют их гудроном (если трещины маленькие, можно обойтись без песка и просто залить их гудроном), выравнивают шпателем слой асфальта
- Использование рулонов с готовым асфальтобетонным покрытием – рулоны раскатывают, удаляют защитный слой, клейкой стороной укладывают на дорожное покрытие, прижимают на пару секунд
- Битум – сначала очищают дефект от мусора и пыли, заполняют битумом пустоты, через 2-3 минуты тщательно выравнивают и трамбуют
Ремонт асфальта в зимний период
Чтобы отремонтировать асфальт зимой, нужно сначала убрать снег и лед с покрытия, место трещины или ямы аккуратно обработать специальным составом. Работы по укладке и ремонту асфальта вообще лучше выполнять в сухую и солнечную погоду, а зимой влага способна разрушать полотно, поэтому серьезные работы и манипуляции с толстым слоем покрытия лучше не проводить.
Если осадки несильные, работы допускается выполнять по всему полотну, а вот по частям и с большими промежутками времени, при сильном дожде, метели лучше не работать. В месте ремонта старый слой удаляют фрезерованием или швонарезчиком. Смесь доставляют в кохере.
Хорошим выходом при необходимости ремонта зимой важных дорожных развязок, частей асфальтового покрытия является использование холодного асфальта. Смесь может укладываться даже при минусовой температуре, не требует предварительного подогрева, застывает быстро, сразу после укладки может выдерживать нагрузки транспорта, в работе не требует привлечения тяжелой техники, актуальна для использования в труднодоступных местах.
Ямочный ремонт
Необходимость в выполнении данного типа работ появляется в случае повреждения небольших зон покрытий, локальных дефектов. Обычно дефекты заполняют битумным составом при условии, что дорожное полотно повреждено максимум на 15%.
Этапы выполнения работ: разметка покрытия с захватом целого полотна вокруг трещины или ямы, демонтаж разрушенного слоя фрезерованием или отбойным молотком, зачистка места и удаление мусора, обработка битумным составом мест.
Марки асфальтобетона
На фото — выравнивание дорожного покрытия
В соответствии с физико-механическими показателями,асфальту присваиваются следующие марки:
Марка 1 – к этой категории относится широкий перечень различных покрытий, начиная с пористых и оканчивая плотными асфальтобетонами. Например, асфальтобетон марка 1 тип А применяется при строительстве и ремонте дорог, благоустройстве территорий и т.д.
Важно: Материалы с высокой пористостью применять в качестве самостоятельного покрытия нецелесообразно. Пористые смеси используются для обустройства оснований для последующей укладки более плотных материалов
- Марка 2 –присваивается материалам с широким диапазоном плотности с различным содержанием и процентным соотношением гравия и песка. Например,асфальтобетон марка 2 тип Б- это наиболее распространённые смеси,которые повсеместно используются для строительства различных типов дорог и площадей, устройства парковок и т.д.
- Марка асфальтобетона 3 присваивается материалам, в состав которых не входит гравий или щебень. Вместо этих минеральных заполнителей применяется песок и минеральные порошки. Смеси такого типа характеризуются высокой плотностью бетона и в основном применяются при проведении сезонного «ямочного» ремонта дорожных покрытий.
Эксплуатационные характеристики асфальтобетонного состава
Указанная смесь пользуется широкой популярностью. Это связано с тем, что она отличается химической нейтральностью. После схватывания такая поверхность не взаимодействует с агрессивными средами. Также данный состав не боится бактерий и грибков, поэтому не способствует их размножению и не разрушается под воздействием биологического фактора. Последнее стало причиной того, что эта смесь показана к применению в образовательных и лечебных заведениях согласно установленным регламентам. Использовать асфальтобетонные смеси можно как механизированным способом, так и ручным.
Область применения
Асфальтобетонные смеси получили широкое распространение благодаря следующим достоинствам:
Смеси применяются, когда ремонтируются или строятся:
Это далеко не полный перечень сфер, где материал может применяться. Транспортно-экономические показатели смеси так же приятно удивляют владельцев. Как и коэффициент уплотнения.
По сравнению с другими материалами, асфальтобетон медленнее подвергается износу уже после того, как наберёт необходимую прочность. Он успешно сопротивляется воздействию окружающей среды, даже агрессивному. Этому способствует и правильный отбор кернов ГОСТ.
Добавки в асфальтобетонные смеси
В современном дорожном строительстве эта проблема решается с помощью модификационных добавок – в смеси добавляются зола, регенераторы резины, каучук, латекс, полимерные материалы.
В последнее время в смеси асфальта и бетона добавляются также вторичные материалы переработки старых дорожных покрытий и промышленного производства, повышающие пластичность и адгезивную стойкость битумов. Заодно сокращаются и расходы на создание новых асфальтных покрытий.
Наиболее доступными, экономически рациональными и практичными добавками отходов промышленного производства являются резиновая и резинотканевая крошка, латексные смеси (подвулканизированные и выпрессованные). Коэффициент сцепления асфальта при этих (с зернистостью 0.15-1.0 мм) добавках увеличивается примерно на четверть.
Отмечено, что, чем меньше зерно добавок, тем выше трещиностойкость покрытия. Зерна размером до 0.1 мм во время перемешивания смеси вообще распадаются, распределяются по всей смеси и растворяются в битуме, обеспечивая покрытию новое качество, упругость и эластичность при отрицательных внешних температурах.
Резиновая крошка, органически сходная с битумом, создает с ним однородный материал с совершенно новыми характеристиками. Полувулканизированный каучук можно эффективно использовать в качестве вяжущего компонента в асфальтобетонной смеси – он диффузно распространяется в смеси и формирует собственную решетку, укрепляя внутренние связи асфальтобетона.
Резиновые и каучуковые добавки (до 20% от общего состава смеси) можно добавлять только в горячую смесь (+160+180С) – при таком температурном режиме резиновая крошка девулканизируется, и ее высвободившиеся молекулы смешиваются с молекулами битума в однородную массу. Всего несколько старых покрышек, и дорожное покрытие увеличивает свою стойкость и долговечность на 25%!
Минеральные модификаторы – зола, техническая сера, цемент, известняк, доломитовая крошка, доменные шлаки формируют композиционную основу с высоким пределом прочности на сжатие. Зернистость материалов не должна превышать 0.07 мм, а сама добавка может составлять до 70% общей массы смеси. Получается очень дешево и предельно эффективно.
Если вам в Санкт-Петербурге необходимо асфальтирование высококачественными и долговечными асфальтобетонными смесями, прекрасно выдерживающими любые механические и климатические нагрузки (а в СПб с его климатом это необходимо всегда!), компания «Стандарт» готова произвести высокотехнологические дорожные смеси и уложить асфальтобетон быстро, качественно и недорого!
Основной материал асфальтобетона определяет его прочность
Щебеночно-мастичные асфальтобетонные смеси
являются наиболее прочными и долговечными. В их составе используется щебень из горных пород, обеспечивающий высокие качественные характеристики. Кроме того, смесь усиливается специальными модификаторами – целлюлозные волокна.
Также высококачественный щебеночно-мастичный асфальт имеет в качестве вяжущего вещества полимерный битум, значительно превосходящий обыкновенные нефтяные и дорожные битумы.
- Горный щебень составляет 70-80% от общего объема смеси – существенно увеличивает прочность, устойчивость, сопротивляемость деформации и образованию колеи.
- Целлюлозные волокна составляют 0,3-0,5%, однако этого достаточно для выполнения заданных функций – они препятствуют стеканию битума, способствуя его удержанию.
- Полимерно-битумное вяжущее составляет 6-7% от объема смеси – повышаются адгезионные свойства, возможная эластичность, стойкость к образованию колеи и коррозии.
- Минеральный порошок может составлять 8-12% от массы, заполняя пустоты между фракциями щебня, что обеспечивает высокую плотность, а также повышает некоторые свойства вяжущего компонента.
Помимо высоких эксплуатационных характеристик и длительного срока службы, щебеночно-мастичные смеси позволяют понизить уровень шума на автодороге.
Гравийные асфальтовые смеси
уступают в прочности щебеночным, так как гравий является осадочной породой. Тем не менее, наличие основного каменного материала в составе обеспечивает достаточно высокие характеристики.
Это позволяет применять гравийный асфальт для укладки на городские автомобильные дороги и пешеходные зоны. Однако для скоростных дорог, автомагистралей и федеральный трасс такой материал не используется.
Песчаные асфальтовые смеси
наименее прочные из разновидностей асфальтобетона, однако со своим назначением покрытие из такого материала полностью справляется – это устройство тротуаров, площадей, парков и других территорий для пешего передвижения.
В зависимости от того, какой песок используется в составе, будут изменяться показатели прочности и плотности. Лучшим вариантом для песчаных смесей является песок из горных пород. Кроме того, стоимость песчаного асфальта ниже, чем вариантов с каменным наполнителем.
Что отражает марка асфальта
Марка асфальта может использовать несколько основных параметров классификации асфальтобетонных смесей:
- Состав – отражает возможный вид основного материала;
- Плотность – определяет уровень плотности/ пористости;
- Принцип разжижения битума в составе – отражает требуемые условия при укладке;
- Тип – указывает на процентное содержание в составе горных пород.
Подробнее об основных параметрах асфальтобетонных смесей написано после описания марок.
Марка | Описание |
I | Данная марка асфальта может включать различные смеси:
Данные смеси могут быть щебеночными, гравийными и песчаными – горячими и холодными – в составе может присутствовать минеральный порошок. В зависимости от комбинации основного заполнителя, зернистости и плотности, асфальтобетоны 1-й марки могут применяться для устройства асфальтового покрытия различного назначения, а также укладываться на разных уровнях. I марка асфальта подразумевает высокую стойкость к воздействию внешних факторов, если асфальтобетонная смесь используется по своему назначению.
Как правило, 1-я марка асфальта включает материалы, имеющие более высокую стоимость, в сравнении с аналогами 2-й и 3-й марок. |
II | Данная марка асфальта может включать различные смеси:
Данные смеси так же могут быть щебеночными, гравийными и песчаными – горячими и холодными – в составе может присутствовать минеральный порошок. Несмотря на то, что 2-я марка асфальта подразумевает среднее качество входящих в нее асфальтовых смесей, она является самой широкой и востребованной. Стойкость материалов к механическому и климатическому воздействию будет ниже, чем аналогов I марки, однако уровень все равно останется высоким. Это связано с тем, что максимальные физико-механические характеристики требуются далеко не для всех типов покрытий. II марка асфальта широко используется для устройства обычных городских дорог и тротуаров. Именно из асфальтобетонных смесей 2-й марки устроено большинство городских дорожных покрытий: автомобильные дороги, тротуары, площади и т.д. II марка асфальта более бюджетная, в сравнении с аналогами I марки. |
III | Данная марка асфальта включает смеси, не имеющие в составе каменного наполнителя: Плотные песчаные смеси типов Б, В, Г и Д. Несмотря на то, что такие смеси имеют высокую плотность, их прочность значительно ниже, чем у щебеночных и гравийных вариантов. Однако недостаток прочности может частично компенсироваться добавлением различных добавок. Песчаная смесь может быть основана на обычном песке, а также на песке из горных пород. Второй вариант будет обладать более высокой прочностью. |
Рекомендации по укладке
Сначала очищается от пыли и грязи основание с привлечением поливных систем и машин со специальными щетками. Устраняются все неровности, основание обрабатывается битумной мастикой. Материал производят в заводских условиях либо в передвижных установках, отгружают в кузов самосвала, транспортируют на место, загружают в бункер укладочной машины.
Рабочие укладывают покрытие собственноручно или специальной машиной-укладчиком, которая распределяет, выравнивает, уплотняет. Кладут 1-2 слоя на основание с содержанием гравия или щебня. Толщина нижнего слоя составляет 4-5 сантиметров, его выполняют из смеси со средней или крупной фракцией с пористостью 5-10%. Наружный слой укладывается толщиной в 3-4 сантиметра из асфальта мелкой или средней фракции с пористостью 3-5%. Окончательно уплотняется машиной.
Если речь идет о высоких нагрузках и интенсивном движении, покрытие кладут в 3-4 слоя общей толщиной 11-15 сантиметров.
При укладке тротуаров порядок работ такой же, но с некоторыми нюансами: установка бортовых камней для разделения дороги и тротуара, укладка основания (асфальтобетон из шлака, камня, кирпичного боя, крошка из старого материала) толщиной 10-15 сантиметров, разравнивание, уплотнение, покрытие наружным слоем толщиной 3-5 сантиметра.
Щебень
В работе с щебеночно-мастичной смесью нужно проявлять осторожность, так как ее температура равна примерно +150С. Классификация асфальтобетонных смесей по фракции щебня указана выше
Стоит упомянуть литые смеси, которые используются в ремонте и строительстве разных покрытий круглый год, в качестве верхнего слоя. Температура отгружаемой композиции составляет 220 градусов, поэтому работы можно проводить даже на морозе.
Материал транспортируется в специальном теплоизоляционном бункере, где работают горелки и смесители, подогревающие и перемешивающие ингредиенты. Стелить такой асфальт можно даже на мокрое основание.
https://youtube.com/watch?v=o47I88ctjNw
Расход и плотность стройматериала
Уплотнение и качество асфальта зависят от определяемых государственным стандартом свойств. На плотность и вес кубического метра состава влияет используемый песок: кварцевый дает вес 2200 килограммов на 1м3, шлаковый – 2350 1м3. Бетон с крупной фракцией щебня весит больше, в среднем около 2100 килограммов. Расчет веса важен для определения нужного объема материала, просчета его стоимости, привлечения соответствующей техники, подготовки основания и т.д.
Расчет расхода раствора:
- Определение площади территории и толщины покрытия – для примера можно взять 100 квадратных метров и толщину в 1 сантиметр.
- Для покрытия 1 квадратного метра дороги слоем указанной толщины (1 сантиметр) нужно 25 килограммов асфальта. Для площадки в 100 м2: 25 х 100 = 2500 килограммов.
- Один кубический метр вмещает около 2250 килограммов материала – значит, на покрытие площадки из примера нужно: 2500 : 2250 = 1.10-1.11 м3 состава.
Щебень
Щебень – продукт дробления горных пород или иных материалов. Может быть изготовлен из гранита, гравия или известняка. Также щебень может быть вторичным или шлаковым. В дорожном строительстве, как правило, используются фракции щебня размером 5-20 мм и 20-40 мм.
Чем прочнее щебень, тем выше будет качество изготовленного из него асфальтобетона. Это связно с тем, что щебень формирует своеобразный скелет асфальтобетонного покрытия, являясь основным заполнителем.
Высококачественная асфальтобетонная смесь может иметь в составе щебень из твердых горных пород или гравия. Асфальтобетонная смесь для устройства пешеходных зон может включать в себя и щебень осадочных горных пород, например, известняка или доломита.
- Гранитный щебень – щебень из твердой горной породы, обладающий высокими физико-механическими характеристиками. Добывается путем взрыва монолитной гранитной скалы, после чего может быть раздроблен до фракций нужного размера.
Фракции гранитного щебня могут быть размером от 0-5 мм до 300 мм.
Помимо гранита используются и другие твердые горные породы, обладающие схожими показателями прочности и жесткости, а также сопротивляемости низким температурам. Кроме того, для изготовления качественного щебня могут использоваться метаморфические породы, которые тоже обладают высокими характеристиками.
- Гравийный щебень – щебень из более рыхлой горной породы, обладающий физико-механическими характеристиками среднего уровня. Добывается путем дробления гравия до нужных фракций.
Фракции гравийного щебня могут быть размером от 3 до 40 мм.
- Известняковый щебень (или доломитовый щебень) – изготавливается путем дробления осадочной горной породы, чаще всего – известняка, который по большей части состоит из кальцита, и доломита. Физико-механические характеристики могут быть средними или пониженными. Считается одним из самых распространенных щебней.
Фракции известнякового щебня могут быть различного размера.
Шлаковый и вторичный щебень имеют более низкие физико-механические характеристики, поэтому не используются для изготовления асфальтобетона. Однако стоимость такого щебня так же будет значительно ниже.
Асфальтобетонная смесь, в зависимости от фракций щебня, может быть мелко- или крупнозернистой. Крупнозернистый асфальт используется в верхних слоях дорожного полотна в качестве стабилизирующего слоя, поверх которого укладывается мелкозернистый асфальт, рассчитанный на сопротивления износу и механическому воздействию.
Подробнее о разновидностях асфальтобетона написано в соответствующем разделе.